Прежде чем браться за макет

Я часто забываю что-нибудь из важных вещей во время предпроектной работы, поэтому собрал советы самому себе, и вам тоже.
Леша Рева
Леша Рева
Дизайнер. Работаю один и в команде «Мысмаксом». Автор рассылки «Дизайн-мышление».

 Тщательность проведенной предпроектной работы прямо пропорциональна результату работы.

Уберите ТЗ

Если клиент приходит с написанным ТЗ, хорошо бы вежливо отложить его в сторону, потому что «ТЗ пишет исполнитель». ТЗ — это документ, в котором исполнитель описывает как он понял задачу. Прочитав ТЗ клиента, дизайнер скажет: «Понял», но это не гарантирует, что он понял то, чего хочет клиент. Из-за этого будут проблемы.

ТЗ пишет исполнитель. Поэтому задавайте вопросы.

Вы ведете встречу

Клиент на первой встрече может пуститься в детали проекта, а вы еще не знаете сути бизнеса. Чтобы повернуть разговор в нужную сторону, попросите клиента рассказать о бизнесе за 1 минуту/за время поездки в лифте/в три предложения.

Если у вас есть 3 минуты на рассказ о проекте, что бы вы сказали? Представим, что я потенциальный пользователь вашего продукта, расскажите, какие мои проблемы вы решаете.

Это не значит, что нужно много говорить. Наоборот, большую часть времени говорит клиент. Вы управляете разговором с помощью вопросов.

Не протестуйте против предложений клиента

Не спорьте с ним, слушайте. Некоторые клиенты с порога рассказывают о цветах, расположении кнопок, классной идее для логотипа, и дизайнер думает, что это обязательно учитывать во время дизайна. Это не всегда так.

Клиент не знает как ставить задачу, он не знает в чем заключается работа дизайнера. У него свое видение, как работает дизайнер. Клиент переживает, что ставит размытую задачу, и думает что так задача точнее.

Ко мне обращались клиенты с названием, идеей для логотипа и пожеланиям по цветам. Но мы общались, и в ходе общения понимали, что есть решение лучше, и клиент уходил с новым названием, логотипом и другими цветами.

Убедитесь, что разговариваете с человеком принимающим решение

Тут я совершал ошибку столько раз, что стыдно. Я общался и спорил с менеджерами. Однажды я даже дизайн сдавал менеджеру, а за неделю до сдачи пришел главный и зарубил проект. Разбирайтесь в задаче с лицом принимающим решения. Сначала найдите его, потом уже все остальное.

Есть кто-нибудь, чье мнение может изменить ход проекта? Кому мы еще будем показывать дизайн?

Узнайте какой результат от вас ожидают

Пусть клиент сам расскажет как он видит сотрудничество. Каким он видит результат? О чем он переживает? Так вы увидите, чего клиент ожидает от работы, сравните со своим видением и уровняете ожидания.

Как вы видите работу? Как обычно работаете с дизайнерами? Что может пойти не так?

Не бойтесь быть занудой

Чтобы разобраться в задаче, нужно задавать вопросы. Потому что только вы знаете какая информация нужна для решения.

Задавать много вопросов сложно: кажется, что ты навязчив, суешь нос не в свое дело. Но без этого никак. Я перед разговором так и говорю: возможно я покажусь дотошным, но ответы на эти вопросы помогут понять, смогу ли я вам помочь. После этого разговор не напоминает допрос.

Расскажите как пойдет работа

Этим лучше заканчивать встречу. Расскажите, о своих принципах, как вы решаете подобные задачи, какие проблемы встречаются и т.д.

По типу такого: после встречи я пишу понимание задачи, потом составляем график работ. Я делаю один вариант логотипа, если он не подходит, то ищем другой. Проекты мы ведем в Бэйскемпе. Созваниваемся в скайпе, запланировано.

В общем, цель предпроектной работы — свести к минимуму сюрпризы, как для вас, так и для клиента.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение