Биография Яёи Кусамы — самой влиятельной художницы современности

В этом году японской художнице Яёи Кусаме исполняется 94 года. Она создаёт картины, коллажи, скульптуры, перформансы и художественные инсталляции, которые объединяет повторяющееся использование точек, зеркал и тыкв
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди»

В 2008 на аукционе Кристи её работа была продана за рекордную для ныне живущей женщины-художника сумму — 5,1 миллионов $. Согласно исследованию посещаемости музеев в 2014 году Яёи Кусама стала самой популярной художницей в мире.

«Я полна решимости создать мир Кусамы, который никто никогда не делал и не видел». Яёи Кусама

Детство: галлюцинации и начало творческого пути

Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 года в городе Мацумото в Японии. С 10 лет она страдала галлюцинациями и навязчивыми мыслями, которые сопровождались вспышками света, полями цветов, точками и тыквами, говорящими с ней. По совету психиатра она начала рисовать. Яёи покрывала поверхности повторяющимися точками, или «сетями бесконечности», как она называет их. Впоследствии этот узор в горошек стал её фирменным стилем.

Кусама в возрасте около десяти лет, 1939 год. © YAYOI KUSAMA

Образование в Киото и переезд в Нью-Йорк

Родители Кусамы не одобряли её желание стать художницей, но разрешили ей переехать в Киото. В 19 лет она поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел, чтобы изучать традиционный японский стиль живописи. Там она проучилась год, а затем увлеклась экспериментами с абстракцией.

В то время в Нью-Йорке набирал обороты абстракционизм. Яёи стремилась к признанию и в 19 лет (в 1958 году) переехала в США.

«Бесконечные сети»

Через год после переезда она провела свои первые персональные выставки в Нью-Йорке, в галерее Brata, и в Бостоне, в галерее Nova. На обеих выставках она дебютировала с серией картин, которые впоследствии станут известны как «Бесконечные сети». Крошечные петли она нарисовала белой краской на чёрном фоне, равномерно покрывая холст сеткой. Тонкое белое размытие поверх рисунка делало его ещё более тонким, так что издалека картины производили впечатление чистых холстов, в то время как вблизи они демонстрировали густые, органические скопления краски. Критики высоко оценили эти работы и дали положительные отзывы о творчестве Яёи Кусамы в многочисленных изданиях.

Кусама перед картиной «Бесконечная сеть» длиной 10 метров в галерее Стивена Радича, Нью-Йорк, 1961 год. © YAYOI KUSAMA
Тихий океан, масло на холсте. Музей современного искусства Токио, 1960 год. © YAYOI KUSAMA

Первые скульптуры

В 1962 году Кусама создала свои первые крупные скульптуры, покрывая предметы мебели выступами из набивной ткани, окрашенными в белый цвет, создавая чудовищные, но узнаваемые формы. Повторяющаяся форма скульптур перекликалась с повторяющимся мотивом петляющей сети в её картинах. Скульптуры были показаны на групповой выставке в галерее Green Gallery в Нью-Йорке, которая позже была признана одной из основополагающих выставок поп-арта.

© YAYOI KUSAMA
Вид на инсталляцию групповой выставки в галерее Грин, Нью-Йорк. Среди представленных работ — «Accumulation No. 2» Кусамы. Июнь 1962 года. © YAYOI KUSAMA
Без названия (стул). Сшитая набивная ткань, дерево и краска, 1963 год. © YAYOI KUSAMA
Плакат для выставки «Агрегация: Выставка «Тысяча лодок» в галерее Гертруды Стайн, Нью-Йорк. Это же изображение скульптуры лодки Кусамы было использовано для покрытия стен, пола и потолка галереи. 17 декабря 1963 года — 11 января 1964 года. © YAYOI KUSAMA

«Бесконечная зеркальная комната — поле Фалли»

В 1965 году Кусама выставляла свои работы в Стокгольме, Амстердаме, Гааге и Берне. На персональной выставке в галерее Ричарда Кастеллана в Нью-Йорке она представила свою самую экспериментальную работу на сегодняшний день: зеркальную инсталляцию под названием «Бесконечная зеркальная комната — поле Фалли», где зеркала делали её скульптурные формы бесконечными.

Инсталляция, сделанная из сшитой набивной хлопковой ткани, досок и зеркал — «Бесконечная зеркальная комната — поле Фалли», 1965 год. © YAYOI KUSAMA

«Любовь навсегда»

В марте того же года в галерее Ричарда Кастеллана в Нью-Йорке состоялась выставка Кусамы «Любовь навсегда». Работа представляла собой одну шестиугольную камеру, полностью облицованную изнутри зеркалами, в которых отражались мигающие карнавальные огни.

Кусама смотрит в свою бесконечную зеркальную комнату «Любовь навсегда» в галерее Ричарда Кастеллана, Нью-Йорк, 1966 год. © YAYOI KUSAMA

«Сад Нарциссов» на Венецианской биеннале

Будучи авангардной художницей, на Венецианской биеннале в 1966 году Кусама в возрасте 37 лет организовала новаторскую уличную инсталляцию «Сад Нарциссов». Инсталляция состояла из 1500 зеркальных пластиковых шаров, которые Яёи разложила на земле. Они должны были отражать, соединять и проецировать души зрителей. Художница рассматривала инсталляцию в качестве «кинетического ковра» и продавала шары по два доллара за штуку.

Кусама с инсталляцией «Сад Нарциссов» на Венецианской биеннале, 1966 год. © YAYOI KUSAMA

Возвращение в Японию

Яёи Кусама прожила в Нью-Йорке с 1958 по 1973 год. Несмотря на то, что она добилась успеха в Америке, в 1970-х годах художница была вынуждена вернуться в Японию, чтобы решить проблемы с психическим здоровьем. После возвращения Яёи долгое время оставалась относительно малоизвестной.

Венецианская биеннале 1993 года

Только в 1993 году, через 20 лет после возвращения на родину, её снова увидели на публике на открытии Венецианской биеннале. Её проект — ослепительная зеркальная комната, наполненная скульптурами тыкв и похожая на искусную тыквенную грядку имела большой успех.

Кусама в японском павильоне на Венецианской биеннале 1993 года. © YAYOI KUSAMA
Оранжево-черная зеркальная комната «Тыква», покрытая точками горошка в Луизианском MoMA. Первоначально Яёи показала её в Японском павильоне на 45-й Венецианской биеннале в 1993 году © YAYOI KUSAMA

Любовь к тыквам

Впервые тыква появилась в творчестве Кусамы в 1946 году на передвижной выставке в Нагано и Мацумото. В 1980-х годах она начала использовать тыквы в точечных картинах, рисунках, гравюрах и в экологической инсталляции «Зеркальная комната» («Тыква»).

Тыквы вновь появились в последние годы творчества Яёи. Она отливала их из бронзы, делала из мозаики и нержавеющей стали, с отверстиями, вырезанными на их поверхности, чтобы создать точечную игру света и тени.

В 1994 году, в возрасте 65 лет Яёи создала массивную тыквенную инсталляцию, состоящую из огромной жёлтой скульптуры с чёрными точечными узорами, которая была установлена на японском острове Наосима.

Тыква, изображение Benesse Art Site Naoshima (Фото: Shigeo Anzai). 1994 год. ©YAYOI KUSAMA

На протяжении 2000-х годов Яёи выставляла тыквы в разных местах по всему миру: возле станции Мацудай в Токамачи, на железнодорожном вокзале в Лилле, в парке Беверли Гарденс в Беверли-Хиллз и других местах. 

Тыква, Парк скульптур Harbour Arts, Гонконг, 2008 год. ©YAYOI KUSAMA. Фотография сделана в 2018 году
Тыква, в поместье Донум, Калифорния, 2014 год. фото: Роберт Берг ©YAYOI KUSAMA

«Я люблю тыквы, — объяснила художница в интервью 2015 года, — за их юмористическую форму, тёплое чувство, человекоподобное качество и форму. Моё желание создавать работы из тыкв всё ещё живо. У меня есть энтузиазм, как будто я всё ещё ребенок». Яёи Кусама

Тыква, акрил на холсте, 2003 год, ©YAYOI KUSAMA
Тыква, акрил на холсте, триптих, 2003 год. ©YAYOI KUSAMA

Восхождение к мировой славе в 2010-х годах

После Венецианской биеннале Яёи продолжала работать и получать признание критиков.

Вид на инсталляцию Яёи Кусама: «Дай мне любовь», Тыква, нержавеющая сталь и красная уретановая краска, Дэвид Цвирнер, Нью-Йорк, 2015 год. ©YAYOI KUSAMA

В 2017 году она открыла Музей Яёи Кусамы в токийском районе Синдзюку. Здание построили по проекту японского архитектурного бюро Kume Sekkei.

Музей Яёи Кусамы в Токио. ©YAYOI KUSAMA

Творчество Яёи Кусамы сегодня

Несмотря на то, что художница страдает психическими расстройствами и добровольно живёт в психиатрической клинике в Японии, это совершенно не мешает ей продолжать работать и сотрудничать с известными брендами. Яёи Кусама делает коллаборации с модными домами и дизайнерскими компаниями, создавая для них уникальные, узнаваемые и очень дорогие вещи. В 2012 году художница покрыла ярким горошком коллекцию для Louis Vuitton — платья и топы, сумки и очки, туфли и шарфы.

А немного раньше в коллаборации с японским оператором мобильной связи au KDDI она сотворила уменьшенную копию развесёлой скульптуры собачки «Каваи» и симпатичный розовый телефон «Мой песик Динь-Динь» (2009) для линейки iida. Комплект симпатичный, уникальный и дорогой. Его стоимость составляет примерно 10 тысяч $.

Коллаборация с японским оператором мобильной связи au KDDI, 2009 год. ©YAYOI KUSAMA
 

В 2023 году бренд Louis Vuitton во второй раз пригласил Яёи Кусаму совместно запустить новую коллекцию. С помощью инновационной техники шелкографии они воспроизвели мазки кисти Кусамы, создавая реалистичный 3D-эффект ручной росписи на сумках.

Коллаборация с Louis Vuitton, 2023 год. ©YAYOI KUSAMA

В честь запуска новой коллекции Louis Vuitton и Яёи Кусамы фирменные мотивы художницы появились на фасадах знаменитого лондонского универмага Harrods.

Фирменные мотивы Яёи Кусамы на фасадах Harrods. ©YAYOI KUSAMA
Робот Яёи Кусамы на витрине бренда привлекает внимание прохожих, 2023 год. ©YAYOI KUSAMA
Формат Naked-eye 3D коллаборации бренда Louis Vuitton и Яёи Кусамы, 2023 год. ©YAYOI KUSAMA 

Сегодня Яёи доминирует на международной художественной сцене в стиле, который она сама описывает как «искусство Кусамы». Её творения выглядят сюрреалистичными и юмористическими, они иллюстрируют калейдоскоп ультракрасочных форм и их бесконечность.

Её характерный мотив и использование тыкв позволили Кусаме создать собственный легко узнаваемый стиль, который помог ей стать легендой и одной из лучших художниц в мире.

Другие работы Яёи Кусамы

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение