Автор: Илья Сидорчик

печатает вслепую

Дизайнер получает задачу: рассказать о работе компании «СлонПромТранс», чтобы отечественные слоноводы не боялись доверять ей своих зверей.

Клиент присылает текст:

С 1993 г. ООО «СломПромТранс» осуществляет перевозку слонов по всему миру. Мы предлагаем услуги по транспортировке слонов любых пород и габаритов по земле и морю в комфортабельных контейнерах. Мы осуществляем доставку слонов «от двери до двери» в кратчайшие сроки (от 2 до 3 дней). На всём пути слонов сопровождают опытные слоноводы, отвечающие за жизнь и здоровье ваших питомцев

Дизайнер копипастит абзац текста, не глядя в центр страницы, и для наглядности добавляет изображение слона. Потом заглядывает в бриф и вспоминает про доверие:

Если дизайнер не считает текст частью своей работы — он его не читает. Вместо этого занимается «своим делом»: добавляет в макет плашки, тенюшки, градиенты и шум моря.

Если бы дизайнер не отмахивался от текста, ему было бы не слабо его переписать, получить у клиента новую информацию, отредактировать и защитить своё решение:

Текст доработает штатный редактор, графику — техдизайнер, вёрстку — технолог. Решение приобретёт законченный вид.

Из совета Максима Ильяхова

При этом дизайнер бы не закрыл глаза на текст в других местах.

Если раньше страница в интернет-магазине называлась «Форма заказа доставки в Москве и Петербурге» — теперь название станет понятнее:

Если раньше было такое поле для ввода телефона:

Теперь оно станет лучше:

Если раньше покупатели не оставляли адрес своей почты — теперь увеличится процент настоящих данных благодаря подписи:

Если пользователь напишет почту как-то не так — на него не накричат НЕВЕРНЫЙ ФОРМАТ ДАННЫХ, а дружелюбно укажут на опечатку:

Если раньше пропускали поле для комментария, теперь в нём появится смысл — упрощение получения заказа:

Если надо, дизайнер-редактор получит дополнительную информацию о покупателе:

Текстовый навык пригодится не только в интернет-магазине. Пример предупреждения на сайте налоговой:

Важный короткий текст вынесен вперёд, второстепенный длинный идёт после. Это принцип контраста: люди читают заголовок, даже если не хотели

Не решают задачу без понимания текста.

 

Знание редактуры помогает не только в макетах. Текст пишут по разным случаям: рассказ о себе, обсуждение с заказчиком, вопросы эксперту, рабочие документы.

Самое важное: умение хорошо писать наводит порядок в голове.

Когда делаете презентацию выполненной работы, чётче управляете вниманием, расставляете акценты на важном. Когда вы читаете книгу, видите насквозь скелет главы, быстро формулируете выводы на основе прочитанного. Когда переписываетесь, лучше понимаете собеседника, меньше времени тратите на объяснения. Когда сидите с друзьями, интереснее и убедительнее рассказываете истории. Бонус: кто хорошо пишет, начинает хорошо говорить.

Люди вокруг обращают внимание на то, что вы ясно излагаете свои мысли.

Есть пословица: встречают по одёжке — провожают по уму. В интернете вас чаще всего не видят: ваша «одёжка» — юзерпик, имя и текст. По тому, как вы пишете, складывается впечатление о вас. От этого зависит, позовут ли вас на завтрак, конференцию, новый проект. О важности навыка письма написали основатели компании 37signals, Джейсон Фрайд и Дэвид Хенссон:

Нанимайте великолепных писателей. Выбирая между несколькими претендентами на одну и ту же позицию, отдавайте предпочтение тому, кто лучше других умеет писать. Неважно, является ли этот человек маркетологом, продавцом, дизайнером, программистом или ещё кем-нибудь, — его навыки письма себя оправдают

Вас выберут из кандидатов на должность, возьмут на перспективную работу, вы познакомитесь с нужными людьми, и друзьям будет приятнее проводить с вами время.

Дизайнер может отвечать за текст и зарабатывать больше.

А вообще дизайнеру не нужно уметь писать текст, ведь для этого есть контент-менеджер. Нет необходимости объяснять сложные концепции просто — есть редактор. Не обязательно писать без ошибок — есть корректор. Зачем генерировать идеи? Есть же креативный директор. Скинуть на менеджера переговоры. Единственное, что следует уметь, — знать Фотошоп, чтобы поставить готовую картинку с готовым текстом в указанное место.

Как научиться хорошо писать. 5 этапов

1. Купите книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» и начните читать. Книжка стоит в районе пятисот рублей.

Чтобы извлечь больше пользы, кратко конспектируйте. Например, вы на главе о запятых:

После прочтения двух страниц записывайте содержание в заметки:

Между «если… то…» сложно — напишите неск предложениями

В создании конспекта помогает Сири:

 

2. Одновременно с чтением «Пиши, сокращай» вставляйте в Главред любой текст под рукой. Разбирайтесь, что подчёркивается и почему, читайте статьи.

Главред выделил нормальное слово «ведущих». Разбираемся почему: изучаем пример справа и читаем статьи под заголовком «См. также»

 

3. Скачайте книгу филолога, члена союза писателей СССР, Льва Успенского «Слово о словах». Открывайте содержание и читайте понравившуюся главу. Это не научит вас правильному построению предложений, но расширит кругозор, и будет что рассказывать в баре, применяя советы инфостиля.

Дополнительно прочитайте следующие три книги.

Советского переводчика и редактора Норы Галь «Слово живое и мёртвое». В ней найдёте примеры борьбы с мёртвыми формальными конструкциями.

Советского писателя Корнея Чуковского «Живой как жизнь». Автор рассказал о внимательном отношении к языку и заимствовании иностранных слов.

Профессора Уильяма Странка The elements of style об избавлении от лишних слов, страдательного залога и избыточных деталей.

См. также: редактор Павел Фёдоров рекомендует книги о том, как писать лучше.

Копайте и вдохновляйтесь на сайте редполитик.

 

4. Два варианта обучения: быстрый или долгий.

а) Быстрый способ. Записаться на четырёхдневный практический курс «Информационный стиль и редактура текста». В результате, вы выработаете автоматический навык редактуры, станете по-другому подходить к рабочим задачам. Курс для одного участника стоит 40 000 рублей.

б) Долгий способ. Подписаться по почте на продвинутый курс Главреда с домашними заданиями. Письма дадут знания, выполнение домашки поможет их не забыть. 50 уроков с семью домашними заданиями стоят 5 400 рублей.

Если пока не хотите особо тратиться, попробуйте рассылку: заплатите всю сумму и получайте уроки первые два месяца. Потом, если не увидите смысла продолжать, напишите авторам — деньги вернут пропорционально неотправленным статьям.

Важная особенность: все уроки курса нельзя получить сразу. Это сделано специально, потому что вы так их никогда не прочитаете, а раз в неделю — реально.

Помните. Со временем потраченные рубли забудутся, а навыки останутся.

Но учитесь не только на платных курсах. Бюрошники Артёма Горбунова отвечают на вопросы в рубрике «Советы». Подпишитесь по почте, получайте письмо каждую неделю и читайте совет о редактуре.

5. Практиковаться.

Начинающие писатели сталкиваются с таким комплексом: могут редактировать, но не могут писать с нуля. Это лечится одной процедурой.

Разберитесь в себе. Обычно легко переписывать серый текст за слабым исполнителем, поэтому на время станьте таким. Для превращения накидайте мысли в гугль-док, не озадачиваясь, что они будут похожи или не связаны. Быстро печатайте, пишите целый вагон одних из самых закоренелых стоп-слов. Это просто струя мыслей, которую не заткнуть, и верная пунктуация пока не нужна. Потом вернётесь и наведёте порядок.

 

Заведите блог. По началу используйте его как «мыслесборник»: описал идею — освободил голову. Такое храните в черновиках.

Чтобы посты выходили, пообещайте публично: «Новая заметка — один раз в две недели». Выберите определённый день недели для публикации, например среду.

Применяйте изученное из редактуры, дидактики и рекламы. Пишите о своих проектах, процессе создания и давайте советы. Блог помогает изучать новую область знаний, в которой хотели давно разобраться.

Иногда, чтобы найти тему, нужно просто прожить. Например, вы вдруг узнаете о самой крупной сети пиццерий и их организации проверки качества, — напишите, как есть пиццу бесплатно.

Не бойтесь, что вы покажетесь неидеальным: неудачные посты не читают или забывают через 5 секунд.

Блог заведите в ЖЖ, Тумблере, ВК, Фейсбуке или откройте канал в Телеграме. Если у вас есть сайт — установите бесплатную Эгею.

Плюс блога: это дело, которым вы будете заниматься. Это приятнее и полезнее, чем смотреть телевизор по вечерам.

 

На работе берите на себя ответственность, замечайте текст, обсуждайте с коллегами и редачьте.

 

Текст спасёт мир.

Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • Daria Shablienko

    Абсолютно согласна. Дизайнер, который не вникает в содержание, а лишь лепит форму, не дизайнер, а оформитель.

  • Mykhailo Buksha

    Так же, по-моему мнению, полезным для дизайнера будет знание основ сео для написания полезного контента (так как, часто в малых компаниях нет соответствующего специалиста). Для себя в данной статье http://www.bizup.company/seo-prodvijenie/11-besplatnyh-servisov-dlya-sozdaniya-otl, нашла инструменты (Главред в том числе), которые помогают мне проверять текст и правильно его формировать.

О пользователе Илья Сидорчик

печатает вслепую

Последние посты автора Илья Сидорчик

Рубрики

Интерфейсы, Обучение, Статьи

Метки

, , , , ,