Мой стиль — это спорт-шик
Когда-то я работал в лакшери-ритейле. Был продавцом и мерчандайзером в Emporio Armani, затем — Head of Visual Merchandising в Hermès. Эта компания выпускает тысячи крутых дизайнерских товаров. Я знал весь ассортимент и технологию производства, изучал текстуры, формы, цвета. Думаю, что я перенёс этот опыт в дизайн автомобилей: мой стиль, как и стиль Hermès, — это спорт-шик. Видимо, эти товары со множеством уникальных деталей были для меня чем-то вроде эмоционального Pinterest. Получается, что у Hermès и Bentley «attention to details»: Bentley — это как Hermès, только в мире автомобилей.





Я парадоксальный автомобильный дизайнер: у меня нет водительских прав и никогда не было машины. Мне неинтересно разбираться в технической части и двигателях, зато нравится эстетика автомобилей. Я с детства рисую машины, и это то, чем я люблю заниматься до сих пор.
Для меня дизайн — это эстетическое удовольствие, эмоции, которые вызывают автомобили. Мне приятно разбираться в этом и подмечать детали — как плохие, так и хорошие.
Я не рисую агрессивных монстров с кучей спойлеров, мне не интересны маленькие городские машинки. Люблю лакшери-сегмент: Bentley, Ferrari, Bugatti, Rolls-Royce. Спортивная машина должна быть дорогой, а вот непонятные японские авто я терпеть не могу.




Мой стиль рисования вдохновлён выпускником моего вуза МАМИ Эрнестом Царукяном. Это первый российский автомобильный дизайнер, которого признали в западной индустрии. Он уехал в 2004 году и десять лет работал в Audi, а сегодня он менеджер в BMW. Эрнест рисует в уникальном стиле, который я отчасти перенял.




Также на меня повлияли стажировка в Audi и скетчинг моего тогдашнего тимлида Филиппа Ромерса — сейчас он дизайн-директор в Polestar.

Поймать филинг и найти «фишку»
Как у песни есть вайб, так и у крутой тачки должен быть филинг, эмоция. Она может прийти от чего угодно, например детали Ferrari этого года или Porsche 1969-го. Вы берёте это и переносите в свой дизайн, полностью изменив. Это тонкая материя, еле уловимая обывателем.
Удачное решение — то, которое выглядит красиво, эстетично и необычно. Это может быть классная, хорошо реализованная, невиданная раньше идея. Например, фары Citroёn, немного выходящие за пределы корпуса машины, или необычные поверхности Ferrari. Дизайнеры Ferrari сочетают плавные сексуальные объёмы с неожиданной резкой гранью, которая красиво растворяется в рельефе.

Многие бренды — Mercedes, Geely или Chery — делают сегодня нейтральные, безликие машины, пусть и хорошие с инженерной и эстетической точек зрения. Но в идеале у автомобиля должна быть дизайн-тема, «фишка», которая бросается в глаза и отличает крутой дизайн от посредственного.
На стажировке в Audi ментор поделился со мной лайфхаком. Представьте, что вам на две секунды показали фотографию машины, и теперь вы должны нарисовать эту машину по памяти. Если вы что-то запомнили: силуэт, пропорции, интересные детали — то это хороший узнаваемый дизайн со своей «фишкой». Но если за две секунды глаз ни за что не зацепился, то это обычный дизайн — не обязательно плохой.
Примеры успешного узнаваемого дизайна, к которому нужно стремиться, — это характерный горбатый силуэт «Жука» Volkswagen, объёмные арки Bentley Continental или футуристичный дизайн Tesla Cybertruck. Мне кажется, любой человек даже после двухсекундного изучения нарисует что-то похожее на эти автомобили.

Умение играть с пропорциями
Один из признаков плохого дизайна — откровенный плагиат. Это нормально, если одинаковые идеи пришли разным дизайнерам, и бренды выпустили похожие машины. Но бывают и непрофессиональные случаи намеренного плагиата, когда нелогичные решения принимаются в угоду маркетингу. Например, в китайской машине делают задние фары, как у BMW, и передние, как у Mercedes.
В хорошем дизайне машина — это единое целое. Если перед и бока у автомобиля плавные и без жёстких граней, а зад гранёный, это не мэтчится. Либо вся тачка должна быть гранёная, как Lamborghini, либо она должна быть сглаженная, как Porsche.


Главное, что отличает хороший дизайн автомобиля от плохого, — это умение играть с пропорциями. Сравните Ferrari и Lada Iskra. Первая эффектна из-за шикарных пропорций: она широкая, низкая, с мощными арками и большими колёсами. Lada Iskra стои́т, как пирожок с говном: на маленьких колёсах, с невзрачными объёмами, высокая и узкая. Это неказистый утилитарный транспорт.

Если у машины атлетичные классные пропорции, то дизайн может быть простым. Дизайн Porsche минималистичный, там нет обилия элементов, граней и сложных объёмов. Сколько бы ни менялась модель 911 в соответствии с современными технологиями, в ней всё равно узнаётся Porsche 60-х годов с чистыми, красивыми объёмами. К этому стараются прийти все бренды, но не всем это удаётся.


Лучше необычный и страшный дизайн, чем банальный и прилизанный
Последние шесть лет на индустрию влияет Tesla Cybertruck. Она сделана с нарушением всех канонов автомобильного дизайна, и профессионалы разделились на два лагеря. У одних идёт кровь из глаз при виде этой машины, другие её обожают. Я отношусь ко вторым и считаю, что это гениальный дизайн, хоть и уродливый. По мне, уж лучше необычный и страшный дизайн, чем банальный, прилизанный и безликий.

С Tesla Cybertruck после 2019 года началась революция в индустрии. Всё движется к минимализму, чистым, прямым поверхностям, вайбу 70–80-х. И на моё дизайнерское ви́дение Tesla Cybertruck тоже повлияла.
Никто не изобретает велосипед
Первый этап работы дизайнера экстерьеров — это быстрые мозговые штурмы, когда мы ищем референсы среди автомобилей конкурентов или машин прошлых лет. Ни одна компания не выдумывает с нуля и не изобретает велосипед, ведь создано уже столько всего.
Некоторые дизайнеры любят искать вдохновение в Pinterest. Я же посещаю автомобильные выставки, обращаю внимание на детали машин из журналов или проезжающих авто. Запоминаю их кайфовые места и то, что вызвало отвращение или смех. Если выходит суперкрасивая тачка, пытаюсь сохранить этот референс в голове. И, когда я сажусь рисовать скетчи будущего автомобиля, идеи приходят рандомно, из накопленной визуальной базы данных.
Дизайн должен быть физически реализуем
Три года назад на стажировках в Volkswagen, Audi и Porsche я делал много эскизов, но сейчас в Bentley я трачу на скетчинг максимум неделю.
Я предпочитаю искать ту самую скетч-модель в Blender. Пусть сначала эта 3D-модель автомобиля неидеальная и грубая. Но она должна передавать мою дизайн-идею — то, что в автомобильном дизайне называется темой и отличает мой дизайн от других.
Я каждый день на связи с боссом: отправляю ему скриншоты или 3D-модели. Он присылает правки, показывает работу дизайн-директору концерна Bentley и топ-менеджменту Volkswagen Group, в состав которого входит Bentley. Процесс напоминает пинг-понг, когда нужно угодить огромному количеству людей.
Когда дизайн приобретает осмысленную форму, её передают 3D-моделлерам. Они проектируют машину с математической точки зрения в Autodesk Alias, а затем отправляют модель инженерам и компаниям-подрядчикам, которые изготавливают детали. Наш дизайн должен быть физически реализуем, поэтому мы правим конструкцию даже утверждённой модели, например, чтобы какую-то деталь было удобнее и дешевле произвести.
Работать «на чиле»
У меня плачевный опыт коммуникации в московских Lada и Aurus. Это сборище гопников, с которым сталкиваешься, только заходя в офис.
В Volkswagen Group, наоборот, высокая культура корпоративного общения. Российским компаниям сто́ит поучиться тому, как здесь дают обратную связь.
Бывает, что я не согласен с решением шефа. Например, он просит поменять фон скетча, а я знаю, что с другим фоном моя визуальная идея рассыпется. Чтобы быстрее решить вопрос, я пишу ему в Teams: предлагаю сделать его вариант и сравнить с моим, а в конце добавляю 😊. Так я в дружественной форме, с юмором и соблюдением субординации доношу до шефа, что уважаю его мнение, но мой вариант мне нравится больше. В таком стиле я выстраиваю коммуникацию и с остальными.
Я слежу за тем, как выгляжу со стороны: веду себя доброжелательно, не злюсь и не повышаю голос, никого не напрягаю. Если и обращаюсь к кому-то со срочной просьбой, пишу об этом аккуратно, с гифками и юмором.
Здесь расслабленная атмосфера — в отличие от российских и китайских компаний, где принято нагонять стресс и ставить дедлайн «ещё вчера». Даже когда что-то горит, люди корректны друг с другом, нет давления. Все «на чиле», но контролируют сроки и всё успевают. Я понял эту систему и работаю в таком же режиме.
* Организация Meta и её продукт Instagram, на который мы ссылаемся, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.
Обсуждение
Похожее
Где дизайнеру черпать вдохновение: мнения топовых дизайнеров
«Выбираю новые стилистики и дурные типографские решения»
Конспект курса «Пользовательский интерфейс и представление информации»