Подготовка к печати для чайников

Основная цель подготовки к печати — минимизировать количество ошибок, которые могут возникнуть при печати макета. При подготовке к печати хорошо понимать, где заканчивается ответственность дизайнера и начинается ответственность сотрудника типографии. Эта заметка призвана помочь разобраться с этим.
Василий Дриго
Василий Дриго
Дизайнер @ drigo.ru

Что нужно делать сразу? Узнать технические требования и возможности типографии, работать в правильно выбранных цветовых пространствах. Хорошо также знать про предстоящую подготовку к печати заранее, следить за разрешением растра в макетах и количеством полос.

Что нужно спросить в типографии?

Перед тем, как готовить файл в печать, узнайте формат печати, рабочий профиль CMYK, рекомендуемое разрешение растра, возможность сделать цветопробу. Все это можно узнать у менеджера или печатника типографии.

Формат и количество полос

Формат печати нужно знать, чтобы понимать, возможна ли печать в конкретной типографии в принципе. Как правило, сведения о доступных форматах есть у менеджера типографии.

Количество полос в цифровой печати (печатные листы малого формата) минимально должно быть кратно четырем, в офсетной печати книг — восьми и шестнадцати.

Понимание того, как ваш буклет или книга раскладывается на печатные листы может помочь значительно снизить затраты на печать. Печать каталога объемом 8, 16, 24 и т.д. страниц наиболее рентабельна. Для печати на машине А3 формата, оптимальная кратность полос для каталога будет составлять 4 полосы.

Например, в небольших оперативных типографиях с цифровой печатью на листах SRA3 (320×450 мм) нельзя напечатать буклет или книгу шире 210 мм, потому что разворот с вылетами не влезет на печатный лист. Если в вашем макете нет фотографий или цветных плашек под обрез, то в теории вы можете пренебречь метками реза и воспользоваться техническими полями листа для его обрезки в стопке. На практике такое не всегда возможно — для этого придется пробиться через менеджера к печатнику.

Цвет

RGB или CMYK? Для начала нужно выяснить в какой именно CMYK (с каким профилем) нужно отдавать файлы в типографию. Если выяснить этого не удается, тогда лучше использовать профиль FOGRA39, по нему обычно калибруют оборудование в Европе и России. Coated или Uncoated — это бумага с покрытием (мелованная) или без. Не уверены, что сделали все правильно — отдайте печатнику еще и оригинальные файлы в RGB. Выбрать профиль можно в настройках при создании или выводе печатного файла, а также при конвертировании изображений.

Правило черного — большие объекты в макетах нужно делать составным черным, маленькие — простым (K:100). Например, заливка всей страницы черным делается составным, а черный текст — всегда простым. При печати часто происходит небольшое несовпадение цветов и если заливать текст составным черным он часто будет размытым.

Пропорции составного черного разнятся, их можно узнать, конвертировав черный из RGB в рабочий CMYK. А еще лучше спросить в типографии рекомендуемые значения.

Registration (второй цвет в палитре Иллюстратора) никогда не используется в дизайне. Он используется для печати меток (все цвета CMYK по 100 и дают в сумме registration), больше никак использовать его не нужно.

Следите за суммой красок (TIL). Обычно она не должна превышать 320. Используйте Gamut Warning (Shift+Ctrl+Y) фотошопа, он наглядно подсветит участки с избытком цвета. Если отдать файл с неверной суммой красок в типографию, лишняя краска или непредсказуемо «отрежется» RIPом (как результат — скорее всего, упадет контраст картинки) или, что хуже, перельется на бумагу и убьет тираж (бумага пропечатается насквозь, не высохнет и т. д.).

При печати — черный цвет и PANTONE всегда идут в конце. Если надо, чтобы плашечный цвет был вначале, об этом надо сказать (написать в заявке).

Шрифты и эффекты

При выводе печатного файла нужно постараться превратить все эффекты редактора (прозрачности, блюры, тени) в растровые и векторные объекты. Шрифты нужно кривить только в случае, если вас об этом специально попросили в типографии (как правило, такие просьбы касаются одно-двух страничных макетов).

Вылеты под обрез

Вылеты под обрез (блиды) нужны для компенсации погрешности реза. В случае, когда обрез под формат производится вручную (например, при широкоформатной печати) вылеты можно не ставить (но нужно ставить рамку при белом фоне). Рекомендуемое значение для блидов — 3-5 мм.

Разрешение

Магические 300 dpi нужны далеко не всегда. Например, макет баннера на фасад здания в 300 dpi будет весить, как сам дом. Разрешение печати определяется расстоянием, с которого воспринимается картинка. Нормально отдавать в широкоформатную печать файлы с разрешением в 30 dpi. Обычно это указано в требованиях к макетам. Векторные объекты нужно всегда оставлять векторными.

Ложная цветопроба

Цветопроба нужна всегда, когда это возможно, на нее ориентируется печатник при подготовке макета и печати. Ложная цветопроба — цветопроба, сделанная на другой машине. Она нужна только для примерного представления о том, как будет напечатан макет, для согласования сборки и предотвращения самых грубых ошибок.

Что не нужно делать?

Раскладывать на листы, ставить метки реза, настраивать треппинг (нокаут и оверпринт), бездумно кривить шрифты. Это зона ответственности печатника, который, скорее всего, просто сбросит эти настройки и сделает все заново.

Что нужно указать в сопроводительном письме?

Что отдавать?

Для биговки, фальцовки, вырубки необходимо делать схемы (в отдельных файлах), можно делать модели, приносить их или фотографировать. Можно приложить оригинальные изображения (в RGB), но лучше заранее уточнить в типографии, нужно ли это делать. Шрифты отдельно от встроенных в печатный файл прилагать не нужно. Оригиналы макетов к печатному файлу прилагать не нужно.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение