Левашовский хлебозавод находится в Санкт-Петербурге. Это памятник архитектуры конструктивизма и значимый для города архитектурный объект.
А в мае 2022 года нашу студию DEZA пригласили участвовать в конкурсе на разработку навигационного оформления для общественного пространства Левашовского хлебозавода. Проект выглядел масштабным, нестандартным, в чём-то сложным и непонятным. Тем не менее, мы согласились участвовать в конкурсе и в итоге победили.
Когда мы впервые приехали на объект, то поняли, в какую крутую историю попали. Нам предстояло с нуля создать систему навигации в крупном культурно-деловом центре.
В течение года застройщик RBI занимался реставрацией хлебозавода, а мы создавали навигационную систему для его общественного пространства. В июне 2023 года обновлённый Левашовский хлебозавод открылся.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_05035-scaled.jpg)
В статье мы хотим рассказать о том, как мы работали над этим проектом и поделиться тем, что в итоге получилось.
Таймлайн проекта
- Май 2022. Участвуем и побеждаем в конкурсе на разработку навигационного оформления Левашовского хлебозавода
- Июнь 2022. Впервые едем на объект и усиленно погружаемся в проект
- Июнь-июль 2022. Сегментируем аудиторию, простраиваем её маршруты, ищем точки для расстановки указателей, вводим типологию элементов навигации
- Август 2022. Разрабатываем дизайн-концепции и создаём итоговый концепт
- Сентябрь-декабрь 2022. Погружаемся в производственные детали, оцениваем стоимость и состав материалов
- Январь-февраль 2023. Вносим правки, прорабатываем детали
- Март-май 2023. Работаем над табличками в системе навигации, готовим макеты к печати
- Май-июнь 2023. Финализируем гайдлайн, ожидаем монтажа и результата работ
- 10 июня 2023. Дождались
Шаг 1. Погружение
Мы провели стратегическую сессию, дебрифинг и большую встречу с клиентом. В процессе мы обсудили задачи и перспективы проекта, определили целевую аудиторию, пожелания к дизайн-концепции навигационной системы, типологию объектов и маршруты посетителей пространства.
Работу с навигацией мы начали с определения целевой аудитории хлебозавода. Её мы разделили на четыре большие группы: сотрудники RBI, клиенты компании, гости пространства и резиденты. У каждой из них были свои особенности восприятия и точки притяжения. Нам предстояло разделить пространство на определённые локации в соответствии с сегментацией аудитории.
На этапе разработки CJM (Customer Journey Map) — карты возможных маршрутов по зданию возникла проблема. Было сложно составлять CJM в пространстве, которое находилось в процессе реконструкции и не принимало посетителей. Поэтому мы самостоятельно воссоздавали маршруты каждой категории целевой аудитории и анализировали их.
Шаг 2. Концепции
Найденные референсы наша рабочая группа разделила на две части: историко-стилистические особенности хлебозавода и примеры навигации других культурных пространств. Из первых брали элементы, связанные с архитектурой 1930-х годов, конструктивизмом, индустриализацией, блокадной историей завода, из вторых — акценты внимания, характерную типографику, примеры нестандартной работы с материалами. На стыке этих идей и появились финальные концепты.
В итоге мы остановились на трёх дизайн-концепциях. Все они отражали связь прошлого и настоящего значения хлебозавода для города.
Хотя план действий не предусматривал создание логотипа, вдохновлённые исторической вывеской хлебозавода, мы его разработали. Он помог нам усилить и придать ощущение завершённости одной из концепций.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/01-scaled.jpg)
Заказчик утвердил все концепции: попросил использовать понравившиеся элементы из каждой и объединить их в одну. Ему настолько понравился логотип, что в итоге мы сделали его полноправной частью дальнейших разработок.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_04557-scaled.jpg)
Разрабатывая концепции, световые конструкции и другие носители, мы не учли один важный момент. Здание хлебозавода — историческое и находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Эта организация утверждает все вывески и конструкции на здании, рядом с ним и в нём. Процесс этот небыстрый и гарантий согласования никто не даёт. Это нужно учитывать уже на стадии появления идей и концепций.
Шаг 3 и 4. Дизайн и финализация
На этом этапе мы уже утвердили концептуальную часть с клиентом, закончили прикидки по маршрутизации, разработали пиктограммы и основные элементы дизайна. Дальше наша команда одновременно дорабатывала навигационную концепцию и продолжала работать над CJM.
Информацию о состоянии пространства мы получили на стратегической сессии от клиента и после общения со строителями. Другую часть данных собирали самостоятельно, когда приезжали на объект и изучали чертежи помещений.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_7911-scaled.jpg)
Но на этом этапе реконструкция хлебозавода всё ещё шла полным ходом, а застройщик продолжал вносить изменения в утвержденные планы. Весь процесс длился до весны 2023 года и показал, что мы совершили одну из самых печальных ошибок. Мы детально продумали дизайн, материалы, цвета всех элементов навигации в пространстве, в котором ещё не закончились строительные работы. Поэтому впоследствии нам пришлось многое переделывать, убирать лишнее и добавлять упущенное.
Мы сделали выводы, что работать над CJM целесообразно после того, как клиент окончательно утвердит расположение помещений, отделов по этажам и всей территории объекта. А на начальных этапах достаточно согласовать дизайн, определить типы навигации и примеры визуала для них. Доработку носителей следует начинать уже после завершения отделочных работ. А в промежутке между активными фазами — «примерять» бумажные макеты для проверки реальных.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0238-scaled.jpg)
Тогда же мы закончили разработку последних версий логотипа хлебозавода для носителей разного масштаба.
Шаг 5. Оформление гайдлайна
За месяц до открытия «Хлебозавода» все макеты были практически готовы, и мы уже понимали, где и как будем их монтировать.
Мы начали оформлять правила-рекомендации в гайдлайн, утвердили количество табличек, указателей и их материалы, согласовали план изготовления… Но в проект вошёл новый подрядчик — производитель всех навигационных элементов. И перед нами неожиданно встал фактор стоимости. Чтобы не выйти за рамки бюджета, нам пришлось переделывать гайдлайн — мы сократили количество табличек и изменили материалы. Например, нам пришлось заменить изначально утверждённый в концепции металл на искусственный камень.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-04-13_10-13-26.jpg)
А ещё мы не понимали, как все структурировать в гайде — собрать элементы по этажам или по типологии. В итоге разделы гайдлайна мы посвятили типам указателей, а все исходники сгруппировали по этажам.
В результате мы поняли, насколько важно заранее согласовывать все вопросы, связанные с бюджетом, материалами будущих указателей и ходом работ, со всеми подрядчиками.
Шаг 6. Монтаж
Последний этап работ перед открытием объекта — монтаж элементов системы навигации. Благодаря тому, что мы заранее создали макеты-прототипы и разработали гайдлайн, мы смогли быстро пройти этот этап и легко завершить проект.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/046-OLES4795-1.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/047-OLES4796-1.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/052-OLES4802-1.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03339-1-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03549-1-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03552-1-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03578-1-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03618-1-scaled.jpg)
Сроки
Работа над системой навигации Левашовского хлебозавода заняла ровно год. На старте мы рассчитывали на вдвое меньший срок. Однако процесс реконструкции завода привёл к разным задержкам.
Кроме того, проект включал создание логотипа, который мы не предусматривали в плане и сделали по собственной инициативе. В итоге доработка логотипа, его размещение на носителях и в гайдлайне также заняли некоторое дополнительное время. А потом клиент, который уже вошёл во вкус, попросил нас создать ещё и фирменный знак.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/008-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/157-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/189-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03385-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03661-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03669-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03746-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/ZH_03748-scaled.jpg)
Статистика проекта
- Площадь Левашовского хлебозавода — 7000 кв.м
- Длительность проекта — 12 месяцев
- 35 типов пиктограмм помогают ориентироваться в общественном пространстве
- 300 макетов мы отдали на производство системы навигации
- 114 страниц содержит гайдлайн
- Проект занял более 500 часов рабочей группы DEZA
- Из команды DEZA в проекте участвовали 10 человек
Заключение
По итогу общественное пространство Левашовского хлебозавода работает. Заказчику, жителям города и городским СМИ нравится система навигации. А этот год дал нам важный опыт и готовность к новым сложным разработкам в сфере городской среды.
Обсуждение
Похожее
Большая (>250 шт.) подборка хороших логотипов #awd_logo
Лучшие визуализации данных 2013 года
Лого и стиль фотографа Тима Джонса