Есть такие забавные люди — художники-иллюстраторы. Почему забавные? Потому что обычному человеку едва ли придет в голову разрисовать белый конверт для писем. Всем же понятно, что это почти документ. Надо написать адрес, обязательно разборчивым почерком, заклеить, положить в ящик и смиренно ждать у окошка ответа. А иначе письмо может не дойти.
Но все эти регламенты, правила, запреты не для художника. Он видит белый лист и… вот уже адресат получает не просто письмо, а маленькую картину! Именно так уже 40 лет поступает Аксель Шеффлер. Давайте же с ним познакомимся.
Немецкий иллюстратор из Лондона
Вы что-нибудь слышали про Груффало? Этот мохнатый зверь с огромными клыками покорил многих детей от 3 до 7 лет по всему миру. Придумала персонажа английская писательница Джулия Дональдсон. Первая книга про Груффало появилась в 1999 году. И сразу с иллюстрациями Акселя Шеффлера. В 2010 году в Британии книга занимала первое место среди любимых детских книг.
В честь 20-летия Груффало в 2019 году Королевская почта, а также почта Германии заказали художнику специальный выпуск марок. Одна из них на конверте, который Шеффлер отправил своему другу в Кельн.
Аксель Шеффлер родился в Гамбурге в 1957 году. Вот что пишет он сам в автобиографии на сайте:
С раннего возраста мне нравилось рисовать, и, когда я окончил школу, я понял, что хочу заниматься искусством. В 1977 году я подал заявление в Художественную школу, чтобы стать учителем, но мне отказали, поэтому я начал изучать историю искусств в университете в Гамбурге, но вскоре обнаружил, что я не академик, и бросил это дело, так и не получив диплома
Аксель Шеффлер
А в 25 лет Аксель уехал в Англию, где изучал визуальные коммуникации. С середины 1980-х годов Шеффлер начал иллюстрировать детские книги. Сегодня в его списке около 120 книг. Сам художник признается, что точно никогда не считал.
При этом автору часто задают тот самый вопрос «Где вы черпаете вдохновение?». А он отвечает, что вдохновение рождает сам текст. Обычно картинки приходят в голову, когда Аксель читает рассказ и переносит его на бумагу.
Фантастические картины-конверты Акселя Шеффлера
Когда Аксель Шеффлер оказался на Британских островах, шел только 1982 год. Электронные письма, эсэмэски, мессенджеры еще не отобрали у почтовых компаний работу, а у людей возможность поупражняться в чистописании. Шеффлер отправлял много писем домой, друзьям, художникам, издателям. И каждый конверт по своему дорабатывал. В таких работах иллюстратор мог позволить себе все, что угодно. Ведь в основном он создавал рисунки для детских книжек. Но сюжеты порой приходят недетские…
Чтобы собрать вместе почтовую коллекцию рисунков Акселя Шеффлера, десятки человек передали музею свои артефакты. Среди адресатов — коллеги-иллюстраторы Анке Куль, Ротраут Сузанна Бернер, Филипп Вехтер, автор детских книг Джулия Дональдсон.
Каждый конверт интересно рассматривать, ведь это не просто картинки. Как и любой художник, Аксель Шеффлер добавляет символы и смыслы даже в такие небольшие работы. Часть почтовых картин навеяна марками, которые автор тщательно отбирает. Ведь сама по себе марка — тоже искусство.
По другим рисункам можно сразу сказать, в какой период отправлялись письма. Так, во время пандемии художник заботливо одел своих персонажей в маски. Впрочем, нельзя не заметить некоторой иронии в этих посланиях.
Отдельное место в эпистолярно-изобразительном творчестве Шеффлера отведено королеве Елизавете II. За 70 лет ее правления в Великобритании выпустили миллионы марок с изображением монаршей особы. Кстати, сама королева коллекционировала редкие марки. А на своих конвертах Аксель Шеффлер помещал Елизавету II в необычные обстоятельства, так что получился почти комикс из жизни королевы. Вот, например, Елизавета II в венецианской гондоле, а вот она отворачивается от розы. Обратите внимание на имя адресата под цветком.
Политические события и личные тоже встречаются на конвертах. Достаточно посмотреть на имя адресата — Мартин Шеффлер — и внимательно рассмотреть рисунок. Не ошибемся, если скажем, что внутри поздравления с пополнением в семействе Шеффлеров.
Есть и просто забавные, ироничные, фантастические сюжеты.
Сама тема писем для художника очень важна. Если приглядеться к датам на конвертах, то можно оценить разброс: вот 1980-е, а вот 2021 год. Да, электронные быстрее, но даже эмозди не делают послание таким душевным и теплым, как письмо-картина от руки.
Чтобы традиция писать письма сохранялась как можно дольше, художник создал почтальона-утконоса и назвал его Платипост (Platipost — игра слов со словами platypus, что переводится как «утконос» с английского, и post — «почта»). На выставке посетители могут распечатать Платипоста. А потом вдохновиться и тоже на белом конверте создать дополнительное к письму послание. Главное, чтобы адресат, который оценит, нашелся.
Сегодня, когда надпись «Создано искусственным интеллектом» встречается все чаще, такие иллюстрации от руки останавливают взгляд. Даже если попросить Midjourney создать рисунок, а ChatGPT написать к нему историю, у этого не будет той глубины, которая есть у каждого из признанных шедевров. Именно поэтому искусство вечно, а вдохновение с ним поймать проще!
Обсуждение
Похожее
Некоторые работы Максима Собковского из Воронежа
Как использовать Figma для создания качественных презентаций
Коллажи арт-проекта MXD