Сергей Чехонин начинал свой путь как классический творец эпохи модерна. Петербург, художественная школа, учёба у Репина и помощь Врубелю. После долгих визуальных экспериментов Чехонин взялся за книжное оформление. Орнаментальная, наполненная декором графика эстетически наследовала 19-й век. Растительные орнаменты, античные мотивы, каллиграфия и акцидентный шрифт стали постоянным набором для обложек поэтических сборников, модных журналов и экслибрисов.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0621.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0616.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0636.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0617.jpg)
Словосочетание «чехонинская графика» быстро становилась знаком качества, а фирменный стиль узнавали повсеместно. Насыщенные, эклектичные, стилизованные под старину начертания, были невероятно популярны среди интеллигенции последнего поколения Российской империи. Эссе художественных критиков 1925-го года:
В кругах «Мир Искусства», к которым по времени и благодаря постоянному участию на выставках Общества можно бы, казалось, отнести Чехонина — он сам чувствует себя одиноким. Техника и глубина традиций Чехонина дают ему право на место более самостоятельное, чем то, какое может дать та или иная группа. Он сам есть некоторый «стиль» и «направление», но вместе с тем его традиции и культура — культура классицизма. Поэтому, определяя место Чехонина в современном нам искусстве, можно сказать, что это один из тех мастеров, которые, имея самостоятельное для нашего времени значение, принадлежат богатой эпохе столетнего русского классицизма
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0668.jpg)
Ещё до революции 1917 года Чехонин увлёкся левыми идеями, а салонные эстеты из художественных объединений стали всё больше казаться ему «баричами», чья эпоха уходила в прошлое. Тем временем готовилась волна совершенно новой культуры. Малевич с Кандинским экспериментировали с «беспредметностью», зрели первые лозунги революции, красный цвет стал колористической доминантой эпохи. Сергей Чехонин неожиданно пошёл за большевиками и стал одним из художественных апологетов Советского Союза.
Мы были вправе не верить Чехонину. Его советский облик был слишком неожидан. Ничто раньше не предвещало его. Его искусство и его пафос были старорежимны. Это был очарователь и дамский кумир, это был эмальер, ювелир, фарфоровщик, акварелист богатой жизни, это был созидатель виньет и миниатюр для коллекционеров, это был гербовщик родовой плутократии и формовщик дворянских эмблем, это был поэт вековой государственности, это был воскреситель старой эстетики дней Александровых, это был чистейший чувственник прелести ампира, это был образец ретроспективизма, пай-дитя «Мира Искусства», это был изготовитель очаровательных и драгоценных безделиц, самых хрупких и самых бесцельных вещей, какие в состоянии был произвести российский императорский декаданс
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0578.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0579.jpg)
Конечно, его графика казалась имперской. Особенно на контрасте с визионерским конструктивизмом Татлина, Родченко и Лисицкого — идейными лидерами формообразования ранних советских лет. Вместо строгой геометричности и функциональности новой эпохи Чехонин выбирал интересный симбиоз. Сохраняя витиеватую орнаментальность и насыщенность начертаний, он прибегал к членению формы, острым углам, классической, но динамической композиции. Чехонин совмещал традицию и идейные преобразования русского авангарда.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0701.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0689.jpg)
Работая в подобной антитезе, он предугадал будущую визуальную культуру официальной государственности. Монументальность, но народность, простота, но пафос — язык пролетарской империи, язык советского ампира.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0674.jpg)
Ещё одной дизайнерской высотой Сергей Чехонина оказались шрифты, точное продолжение визуального кода графики. Часть гарнитур представляли собой сведение формы к минимуму, чистую геометрию. Другая — определённый модернизм, но с разнообразными засечками, декором и вариациями начертаний. Чехонинские шрифты начали активно использовать в 20-е годы, а после они стали одной из основ дизайн-кода сталинского ампира. Сам же автор, так и не дождавшись коммунистической идиллии, в 1928 году эмигрировал во Францию.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0683.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0632-scaled.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0633-scaled.jpg)
Чехонинский шрифт вспомнили в 60-е и 70-е годы в книгах по типографике. Отношение к нему спустя полвека у дизайнеров было разное:
Возглавлял эту группу художников С. В. Чехонин, который довел рисунок шрифта до абсурда, и оказал исключительно отрицательное влияние на ряд советских художников в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. Художники-формалисты в рисовании шрифтов исходили не из содержания книги, а из абстрактных геометрических схем или же из своих субъективных вкусов
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0676.jpg)
Художник С. Чехонин, активно работавший в первые годы Советской власти, разработал характерный рисунок шрифта и использовал его, варьируя и изменяя. Шрифт динамичен, бросок, в нём важную роль играют острые углы в сочетании с так называемыми «пламенеющими» элементами. Он романтичен и звонок. В нём отчётливо сказалось стремление отразить пафос революции. Следует обратить особое внимание на ту изощрённую виртуозность, с которой Чехонин решает композиционные задачи, сливая шрифт, орнамент и рисунок в одно нерасторжимое целое, и с какой свободой он владеет шрифтом
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0685.jpg)
Обсуждение
Похожее
Как полосы в таблицах влияют на скорость работы с ними
Глава «Трудный клиент» теперь доступна бесплатно!
Логотипы Герба Любалина и история их появления