В Нидерландах дизайн плаката развивался под влиянием нескольких течений, которые кардинально отличались и противостояли друг другу. Поэтому его главные особенности — эклектичность стилей. Тем не менее, есть три ключевых компонента, на базе которых формировалась голландская графическая культура:
- Применение национальных особенностей и аутентичных образов
- Чёткая геометрия, рациональность и цветовая палитра, ограниченная несколькими цветами
- Свобода и отстранённое отношение к происходящему, которое позволяет не зацикливаться на привычных образах и порождает невероятные, порой хулиганские работы
Происхождение дизайна плакатов в Голландии
В 1910-х гг. в Нидерландах возникли два новых конкурирующих движения. Богато украшенная Амстердамская школа с её ярким орнаментом и строгий Де Стейл с композициями по чётким модульным принципам и строго ограниченной палитрой цветов.
Амстердамская школа
На протяжении 1920-х гг. многие дизайнеры придерживались стиля Амстердамской школы. Она частично продолжала наследие модерна и включала элементы декоративно-прикладного искусства и орнаменты, вдохновленные природой и мотивами Голландской Ост-Индии. В результате появился яркий и орнаментальный стиль, который хорошо заметен на ранней обложке голландского журнала об архитектуре «Вендинген». В то время Вендинген был очень популярен среди молодых художников, а над каждой обложкой журнала работали самые разные дизайнеры.
Де Стейл (или «Де Стиль»)
В 1917 году Тео ван Дусбург и Пит Мондриан запустили журнал под названием De Stijl («Стиль»). Художники, дизайнеры и архитекторы, которые имели отношение к журналу, сформировали движение под тем же названием. Де Стейл стал возражением против того, что они считали декоративными излишествами Амстердамской школы.
Все представители Де Стейл разделяли идеи неопластицизма, художественного направления, которое придумал идеолог группы — Пит Мондриан. Участники группы выступали за чистую абстракцию и универсальность. Они упрощали визуальные композиции до прямых линий и прямоугольных форм и всем цветам предпочитали базовые: синий, красный и жёлтый. К ним в качестве дополнительных или фоновых можно было добавлять чёрный, белый и серый.
В 1924 году в группе Де Стейл наметился раскол. Повод казался смешным — ван Дусбург и Мондриан поссорились из-за линий. Мондриан считал, что новая эстетика держится на горизонталях и вертикалях, а ван Дусбург настаивал на жизнеспособности диагоналей. В итоге Мондриан вышел из группы. Кроме того, ван Дусбург увлекался другими художественными течениями, такими как дадаизм. Время от времени он также читал лекции в школе Баухаус.
Всё это привело к повсеместной раздробленности в группе. В 1931 году, из-за разногласий основателей стиля Де Стейл и после смерти Тео ван Дусбурга, группа Де Стейл прекратила своё существование.
Тем не менее принципы Де Стейл оказали влияние на формирование Баухауса и швейцарской типографики.
Плакат KunstRAI голландского дизайнера Антона Бейке. На плакате изображён дизайнер Бенно Премсел в роли злого клоуна. Основные цвета на плакате — красный, жёлтый и синий, а ёленый тюльпан отсылает к конфликту между Питом Мондрианом и Тео ван Дусбургом в отношении базовых цветов Де Стейл, 1997
Сочетание декора и рационализма
Часто дизайнеры сочетали в работах оба этих противоположных направления, где функционализм и точность форм сосуществовали со свободой стиля, причудливыми надписями и иллюстрациями.
Значимые представители сочетания функционализма и декоративных элементов
Экспрессию и рационализм выражали в своих в работах Пауль Шуйтема, Пит Цварт, Дик Элфферс и Ян Слёйтерс.
Пауль Шуйтема (1897–1973)
Пауль Шуйтема был голландским художником-графиком и преподавателем рекламного дизайна в Королевской академии искусств в Гааге. Шуйтема придерживался принципов простоты, асимметрии и контраста. Он сочетал вертикальные, горизонтальные и диагональные линии, а типографику и геометричные формы складывал в органичную композицию, что формировало узнаваемый стиль дизайнера.
Пит Цварт (1885–1977)
Пит Цварт прославился тем, что в 1928 году разработал Каталог Дельфтской кабельной фабрики. Сложно представить тему более скучную, чем кабели. Однако это не помешало Цварту создать дизайн потрясающей выразительности и силы с использованием всего четырёх цветов: чёрного, белого, красного и синего. А из графических элементов он применял тонкие линии, плашки и круги и экспериментировал с типографикой. В итоге его проект имел грандиозный успех.
Цварт не придерживался традиционных правил типографики, но использовал в работах главные принципы конструктивизма и движения Де Стейл. Его работы можно узнать по базовым цветам, геометрическим формам и наложению цвета поверх фотографий.
Дик Эллферс (1910–1990)
Голландский художник и плакатист, который в работах сочетал геометрические формы и исследовал возможности объединения тех или иных форм и цветовых оттенков.
Ян Слёйтерс (1881–1957)
Ян Слёйтерс — голландский художник, иллюстратор, мастер плаката и яркий представитель экспрессионизма. В работах он часто сочетал декоративные приёмы и долю рационализма.
Эксперименты с типографикой
С 1923 по 1926 Хендрик Николаас Веркман издавал журнал The Next Call, в котором смело экспериментировал со шрифтами. Текстуры дерева и бумаги, поцарапанный шрифт и разная толщина чернильных штрихов были частью его концептов. Именно он показал, что типографику можно не связывать с какими-либо правилами.
В 2012 году студия BunkerType создала проект The New Call с новой интерпретацией подхода Хендрика Николааса Веркмана к созданию The Next Call.
Функционализм и «новая графическая чувственность»
После Второй мировой войны появилось два совершенно разных направления в графическом дизайне. С одной стороны стояли дизайнеры-графики, которые руководствовались швейцарским международным стилем. Они придерживались нейтрального, рационального подхода и делали акцент на типографике. К ним относился Вим Кроувелл, основатель студии Total Design.
А с другой стороны стояли представители «новой графической чувственности» во главе с Яном ван Тоорном. Они подвергали критике концепцию модернизма за её жёсткие ограничения в использовании выразительных средств. Тогда, в 1970-е годы были заложены основы «новой графической чувствительности» в голландском графическом дизайне — отражение личности дизайнера и экспрессивности, благодаря чему он получил всемирную известность. Графический дизайн периода 1970-1980-х гг. был неординарным, грубым, эклектичным. Но при этом дизайнеры без сомнения достигли в нём прогресса — расширяли цветовую палитру, сочетали максимально контрастные стилистики и уходили от стереотипов.
Значимый представитель рационализма
Вим Кроувел.
Вим Кроувел (1928–2019)
Вим Кроувел — графический и шрифтовой дизайнер, который считал себя модернистом. Он сравнивал собственный простой набор выразительных средств с футбольным полем. Оно простое, но на одном и том же футбольном поле никогда не пройдёт два одинаковых матча. То есть он считал, что даже при использовании минимального набора выразительных средств можно создавать самые разные и стильные композиции.
В 1953 году, в возрасте 25 лет, Вима Кроувела пригласили оформить выставку Design by Swiss. Это был момент его знакомства со швейцарским дизайном и становления как модерниста.
В 1963 году он основал студию Total Design, где вместе с другими дизайнерами и архитекторами реализовывал крупные международные проекты.
В работах Вим Кроувел уделял особое внимание типографике и использовал пространственные модульные сетки.
New Alphabet — наиболее радикальный эксперимент Кроувела в типографике для первых электронных приборов для набора текста. В New Alphabet нет ни диагоналей, ни кривых линий, а сами буквы по ширине такие же, как и по высоте. В основе этого шрифта лежит модульная сетка, где каждая буква — часть решётки, часть матрицы. New Alphabet никогда не был выпущен как шрифт: прочесть фрагмент текста, набранный им, было бы непросто. Зато потом, в девяностых, в популярных журналах появился шрифт, очень похожий на New Alphabet, только гораздо более читаемый.
Значимые представители «новой графической чувственности»
Ян ван Тоорн, Антон Бейке, Wild Plakken, дуэт дизайнеров «Мейфис и Ван Дёрсен», Макс Кисман, Свит Столк, Studio Dumbar.
Ян ван Тоорн (1932–2020)
Ян ван Тоорн — одна из самых провокативных и влиятельных фигур в современном графическом дизайне Нидерландов.
В отличие от многих дизайнеров-графиков, которые боялись социальной ответственности и выбирали сухой, безликий способ подачи информации, Ян Ван Тоорн заявлял о своей позиции ярко и явно.
Ян ван Тоорн критиковал Вима Кроувела и других модернистов за предвзятый подход, когда любой проект в независимости от содержания приобретал заранее определённую форму. Он считал, что дизайнер обязан отвечать за то, как представлять информацию и о чём говорить людям.
В работах Ян ван Тоорн выступал за хаос, использовал коллажи и фотографии. Его главная идея заключалась в том, что графический дизайн, будучи средством коммуникации, не может быть нечутким и беспристрастным к происходящему.
Антон Бейке (1940–2018)
Графический дизайнер Антон Бейке был уличным художником. Почти всегда он создавал провокационные плакаты. На них он показывал обнажённые, уязвимые, несовершенные и израненные тела и части тел. А его излюбленными темами были убийство, любовь, секс и красота.
Студия Wild Plakken
В 1977 году Лис Рос и Роб Шродер, бывшие однокурсники по Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме, основали студию графического дизайна Wild Plakken. Её название с голландского языка переводится как «дикая наклейка». Оно отсылает к тому, что в начале своей деятельности дизайнеры расклеивали свои плакаты в центре Амстердама без разрешения властей. Это был своеобразный социальный протест. Огромное влияние на их деятельность оказал Ян ван Тоорн.
Wild Plakken продолжали использовать дизайн как инструмент политической активности. Например, они разработали плакат для Нидерландского движения против апартеида.
На плакате дизайнер изобразил две женские головы. Каждая состоит из тёмно- и светлокожих половинок. Характер конфликта очевиден в бинарной композиции плаката. На шов между красной и синей верхней и нижней половинами плаката нанесен слоган «Женщины против апартеида», который иллюстрирует его объединительную миссию.
Под влиянием авангардных экспериментов начала 20 века с коллажем в плакатах Wild Plakken часто использовали фотографии, которые беспощадно резали и рвали.
Студия Мейфис и ван Дёрсен (Mevis & Van Deursen)
Арманд Мейфис и Линда ван Дёрсен работали вместе с 1995 по 2023 год. Они разрабатывали обновлённую айдентику Городского музея в Амстердаме, сотрудничали с музеем Соломона Гуггенхайма, музеем Современного искусства в Нью-Йорке и многими другими известными заведениями.
Герт Дюмбар и Studio Dumbar
Герт Думбар — едва ли не самый известный в мире голландский дизайнер. Он изучал графический дизайн в Королевской академии изящных искусств в Гааге и завершил обучение в аспирантуре по графическому дизайну в RCA в Лондоне.
В 1977 году Думбар основал дизайн-студию — Studio Dumbar, которой страна, без преувеличений, обязана своим сегодняшним обликом. Голландские железные дороги, голландская почта, голландская полиция, целый ряд национальных и транснациональных корпоративных зданий и даже больницы носят печать фирменного стиля от Studio Dumbar — яркого, неожиданного и одновременно по-голландски сдержанного.
Studio Dumbar также участвовала во множестве культурных проектов, включая создание афиш для музыкальных концертов, плакатов для галерей, музеев и выставок.
Журнал Hard Werken
В 80-х годах лицом личностного экспрессивного дизайна был журнал Hard Werken. Его в 1979 году основали роттердамские дизайнеры Виллем Карс, Жерар Хаддерс, Рик Вермёлен, Хенк Эленг и Тон ван дер Хаспел. Для дизайна журнала характерны эксперименты с типографикой, фотографией и иллюстрацией, вдохновлённые современными фильмами, музыкой, театром и живописью.
Карел Мартенс (род. 1939)
Ещё одна интересная фигура в голландском графическом дизайне — Карел Мартенс. Он родился в 1939 году и в настоящее время является одним из самых влиятельных дизайнеров в Нидерландах и во всем мире.
В творчестве Карела Мартенса сочетаются почти математическая точность и выдающееся чувство цвета, перфекционизм и минимализм.
В 1990 году начал выходить международный журнал об архитектуре OASE. Над оформлением журнала работает Карел Мартенс, а каждый выпуск OASE — новый дизайн-эксперимент с динамичной вёрсткой и эффектной типографикой.
По словам дизайнера Макса Кисмана: «Голландский дизайн — стиль стилей». Он может быть изобретательным и историческим, системным и личным, провокационным и функциональным, прагматичным и бессмысленным. Баланс между жёсткой логикой и полной бессмысленностью делает голландский дизайн голландским.
Голландские студии, дизайнеры и проекты
Студии
- Studio Dumbar — занимается брендингом для бизнеса, правительства, культуры и некоммерческих организаций.
- Studio Thonik — специализируется на брендинге, айдентике и моушн-дизайне.
- Studio Lennarts & De Bruijn — работает с иллюстрациями, анимацией, видео, айдентикой, дизайном сайтов и книг.
- Lesley Moore — специализируется на брендинге и айдентике.
- Thomas & Jurgen — работает с технологиями, средами и материалами: от книг и плакатов до баз данных, от цифры к рисованию на холсте.
- Experimental Jetset — фокусируется на печатных материалах и предметно-ориентированном искусстве.
- Toko — специализируется на брендинге и айдентике.
- The Rodina — специализируется на графическом дизайне.
Дизайнеры
- Bart de Baets — графический дизайнер из Амстердама и преподаватель Королевской академии искусств в Гааге (KABK). Постоянно экспериментирует с формой и типографикой.
- Richard Niessen — графический дизайнериз Амстердама. Известен красочными плакатами и экспрессивной типографикой, инновационной айдентикой и коллаборациями с разными художниками
- Jordy van den Nieuwendijk — художник и коммерческий иллюстратор, сочетающий в своих работах зрелость и наивность.
- Sean Valies — графический дизайнер упаковки. Мука, молоко, мёд, шоколад могут выглядеть невероятно стильно.
- Daniel Maarleveld — графический дизайнер из Амстердама, который увлекается генеративным дизайном и кинетической типографикой
- Sylvan Hillebrand — голландский дизайнер из Амстердама, который занимается брендингом и специализируется на графическом дизайне
- Lisette Appeldorn — голландский дизайнер головных уборов, арт-директор, фотограф
- Thom Niessink — графический дизайнер, иллюстратор и леттерер из Нидерландов
- Sander Puhl — графический дизайнер и иллюстратор из Амстердама
- Rutger Paulusse — визуальный художник из Амстердама, который экспериментирует с геометрическими формами, цветовыми градиентами, мягкими текстурами, светом и пространством
- Hansje van Halem — графический дизайнер, который экспериментирует с типографикой с создаёт геометрические, почти психоделические иллюстрации, построенные на сложных узорах
Дизайн-проекты
- Palace of Typographic Masonry — проект, который демонстрирует глубину и разнообразие голландского графического дизайна
- Архив Dutch Design Awards — ежегодная дизайнерская премия Нидерландов
- Demo Festival — типографический фестиваль, который организовала Dumbar Studio
Обсуждение
Похожее
Афиши бруклинского дизайнера и иллюстратора Хосе Беррио
Техника не должна общаться голосом, отрывать от дел и давать лишнюю информацию: принципы «спокойных технологий»
The wor(l)d has changed (Мир изменился)