Когнитивная нагрузка — ментальное усилие, необходимое для произведения любого действия. Это конечный ресурс, поэтому пользовательский интерфейс должен быть спроектирован так, чтобы минимизировать когнитивную нагрузку для пользователя.
Следуя перечисленным принципам, вы сможете значительно уменьшить когнитивную нагрузку, а также сконцентрировать внимание пользователя на тех элементах, которые действительно важны в каждый определенный момент. Важно помнить, что у пользователя всегда есть цель, будь то покупка товара, усвоение информации, или просто потребление контента. Чем меньше пользователю необходимо думать о способах достижения цели, тем вероятнее цель будет достигнута.
Принципы
- Избегайте ненужных элементов
- Пользуйтесь шаблонами
- Исключайте лишние задачи
- Ограничивайте выбор
- Группируйте варианты выбора
- Стремитесь к читаемости
- Используйте иконки с осторожностью.
1. Избегайте ненужных элементов
Как и в любом дизайне, в проектировании UI меньше значит больше. Любой элемент, который не помогает пользователю достичь цели, работает против него, потому что пользователь вынужден отвлекаться на ненужный элемент, помнить о нём наряду с полезными элементами. Отказ от избыточных цветов, изображений, визуальных эффектов и слоев имеет решающее значение. Но тут стоит оговориться — не гонитесь за простотой за счёт понятности.
2. Пользуйтесь шаблонами
Используя шаблоны там, где это уместно, вы даете в руки пользователю знакомые инструменты. Это снижает количество новой информации, которую пользователь должен усвоить для достижения цели, соответственно приближая пользователя к цели.
3. Исключайте лишние задачи
Всякий раз, когда вы требуете от пользователя усвоить контент или принять решение — вы увеличивает когнитивную нагрузку. Когда это только возможно, старайтесь избавить пользователя от лишних задач, чтобы ему было проще фокусироваться на достижении цели. Когда невозможно полностью избавиться от лишних задач, как правило, есть возможность установить настройки по умолчанию, которые могут быть отредактированы при необходимости, либо задействовать ранее полученную информацию. Некоторые компании в таких случаях идут на шаг впереди, применяя упреждающий дизайн.
4. Ограничивайте выбор
Наша оперативная память ограничена. Сталкиваясь с большим количеством вариантов, когнитивная нагрузка возрастет из-за проблемы выбора. Важно минимизировать количество вариантов, между которыми может выбирать пользователь в каждый конкретный момент. Особенно обратите внимание на навигацию, формы и выпадающие меню.
5. Группируйте варианты выбора
Когда варианты, между которыми должен выбирать пользователь, разнесены по нескольким группам, пользователь может принять одну из групп за всё поле выбора. В таком случае выбор будет не только ограниченным, но и более сложным, так как будет доступна только часть всех вариантов. Всегда объединяйте варианты выбора в одну группу — это поможет избежать лишней когнитивной нагрузки.
6. Стремитесь к читаемости
Просто разборчиво писать текст недостаточно — необходимо сделать его легким для восприятия. Типографика должна быть эстетически приятной, подходить под контент и быть легкочитаемой, а дизайн — незаметным. Чем меньше моментов будет отвлекать пользователя, тем легче ему будет понять контент.
7. Используйте иконки с осторожностью
Исследования показали, что иконографика тяжело запоминается, и, вопреки нашему интуитивному представлению, может увеличить когнитивную нагрузку, направленную на распознавание смысла. В то время как общепринятые иконки работают хорошо (такие как «печать», «закрыть», «воспроизвести/остановить», «ответить, «твитнуть», «поделиться»), узнаваемость остальных построена на обращении к прошлому опыту пользователя, в котором не может быть никаких стандартов. Чтобы избежать двусмысленности при использовании иконок, комбинируйте их с надписями.
Обсуждение
Похожее
Лучшие визуализации данных 2013 года
Кернинг
Брутальный редизайн популярных приложений