Автор: Александр Слобженинов

Графический дизайнер в студии &Walsh, шрифтовик в Pangram Pangram. Портфолио, Инстаграм.

Будучи как графическим дизайнером, так и дизайнером шрифтов, я замечаю, что у людей этих казалось бы близких профессий часто довольно разный подход к одним и тем же вещам. В этой статье собрано несколько мыслей о том, какие привычки или взгляды на работу вырабатывает разработка шрифтов, которые могут оказаться полезными и графическому дизайнеру.

Глаз против математики

Несколько лет назад я наткнулся на красивейший каталог шрифтовой гарнитуры Replica от студии Lineto. Для любителя швейцарской типографики это просто шоколадная фабрика: все буквы точно вписаны в определенное количество ячеек. Что может быть лучше? До этого мне никогда не приходило в голову создание своего шрифта, но эти картинки как бы просили — посчитай клеточки и сделай так же! Должно быть несложно, а главное очень логично и понятно для графического дизайнера.

Спесимен шрифта Replica студии Lineto

Если вы ожидаете услышать, что у меня ничего не вышло, то естественно вы правы. Все попытки соблюдать точные значения приводили к довольно нелепым результатам. Разглядывание же других шрифтов под микроскопом показало, что Реплика и вовсе единственный удачный шрифт, сделанный по сетке.

Моим первым результатом этой попытки сперва понять сетку, а потом необходимость уйти от нее стал Fivo Sans. Там чувствуется старание все выравнивать, из-за чего шрифт вышел несколько наивный, неловкий. Ну а что вы хотели от первой попытки, зато скачивается бесплатно. Позже я сделал другую гарнитуру для небольшого калифорнийского бренда Gestalte. Перед ней стояла та же задача быть «дизайнерской» и точной, но в этот раз я сделал все на глаз. Ниже можно сравнить разницу в изящности между этими подходами.

При разработке шрифта быстро приходишь к пониманию, что математика бессовестно врет нашим глазам. Считаешь — ровно, смотришь – криво. А потом оглядываешься по сторонам, и оказывается, что это происходит не только в буквах, но и вообще везде от сайтов и плакатов до архитектуры и мебели; не только в формах, но и в цвете и свете, а может даже звуке.

Графическому дизайнеру такое мышление почему-то не характерно. Примагнитилось к сетке, цвет скопировался пипеткой, значит все правильно и аккуратно. Но зритель сетку не видит и значения не считает, это все инструменты для дизайнера.

Мысль номер 1: Важно не на сколько точно настроены параметры, а на сколько точными они выглядят.

Система хаоса

Одна из задач при разработке гарнитуры — сделать все знаки частью одной системы, то есть очень похожими. И часть алфавита действительно легко укладывается в эту систему: hnmu или bdpq это почти одно и то же. Но потом появляются маргиналы в виде например s или g, которые всеми силами пытаются сломать аккуратную систему своими необычными формами. Парадокс в том, что именно эти странные знаки делают текст читаемым. Одна из проблем старого готического письма была как раз в слишком одинаковых буквах, из-за чего читать их было там еще удовольствием.

Графические дизайнеры же наоборот старается все свести к закономерности, порядку. Им нужен некий паттерн, с которым удобно работать. Яркий пример тому — любовь к выравниванию или по формату или по центру. Эта боязнь асимметрии нехарактерна для шрифтовика или типографа; работа с типографикой приучает использовать все преимущества неравномерности и «неправильных» элементов.

Мысль номер 2: уход от закономерности может улучшить дизайн.

Еще не выпущенная новинка от Alex Slobzheninov
Стянуто с википедии

Искусство против дизайна

Все мы знаем, все мы научились, что дизайн должен быть функциональным, выполняющим свои задачи. Шарящие дизайнеры свысока смотрят на новичков и заказчиков, использующих слова «красота» и «эстетика». Это ведь не про дизайн совсем. Модернисты пришли к этому умозаключению сто лет назад, но сегодня многие уже не воспринимают их отказ от красоты всерьез. Стефан Загмайстер, например, говорит, что крутые идеи есть у многих, но среди молодых дизайнеров мало кто может сделать красиво.

Дизайн шрифта — довольно необычная индустрия. Все дизайнерские задачи давно решены: у нас есть идеальные шрифты для текста, для экранов, плакатов, уличных указателей. Все для всего давно есть. Легендарный Массимо Виньелли всю жизнь использовал пять гарнитур. Зачем делать новые шрифты? Да в общем-то незачем. Единственная причина — эстетика и красота. Сегодня тайп дизайнер это художник, который смотрит на графических дизайнеров и думает: «ребята, вы еще не знаете, но вам очень-очень нужны вот такие вот буковки». Или даже не смотрит. Просто экспериментирует с формой, ищет что-то новое, а потом выпускает работу в мир. В этом больше от искусства, чем от дизайна, если конечно не считать шрифтов на заказ.

По иронии, графические дизайнеры, следящие за новинками шрифтовиков–художников, часто оказываются более функциональными и авантгардными, чем любители все набирать «функциональной» Гельветикой или Готэмом.

Мысль номер 3: красота — одна из функций.

Постер фестиваля Weltformat от Ludovic Balland

Этика

Работа графического дизайнера редко подвергается незаконному использованию. В некоторых случаях воруются идеи. Еще реже целые картинки. Иногда заказчик не оплачивает работу, но это нетрудно избежать договором или предоплатой. Говоря в целом, графического дизайнера не особо заботит или затрагивает воровство работ.

Труды тайп дизайнера же доступны любому, кто очень этого захочет. Да, последнее время шрифтовые студии все чаще засуживают любителей не платить; но все еще рано говорить о полной уверенности, что все пользователи добросовестны. Разработка одного шрифтового семейства занимает от нескольких месяцев до нескольких лет жизни автора. Шрифтовику нужно не только придумать новую идею и нарисовать основные буквы, но и убедиться, что даже редкий символ будет проработан качественно и с любовью. Ведь кто-то будет его использовать.

Еще не выпущенная новинка от Alex Slobzheninov

Это приводит к казалось бы очевидному уважению чужого труда, особенно который так же легко украсть — будь то работы музыкантов, фотографов, производителей софта или шрифтов. Понятие «бесплатно» заменяется на «свериться с лицензией», «уточнить у автора» или «указать автора». Разумеется, среди графических дизайнеров полно людей, для которых это так же очевидно. Именно их осознанная готовность платить позволяет тайп дизайнерам продолжать создавать новые шрифты.

Однако для многих цифровая продукция сама собой падает с неба, и ее остается только брать. Одна из причин почему кириллических шрифтов так мало кроется в том, что «у нас» частенько не принято платить за то, что можно скачать. В итоге трудозатраты на разработку кириллицы просто не окупаются. Вероятно, ситуация аналогичная и с другими письменностями, но не с латиницей. Хотя на Западе и существует пиратство, но у многих нет мысли, что можно не платить.

Мысль номер 4: добросовестная оплата чужого труда поможет улучшить жизнь как другим, так и себе.

Заключение

Если уместить все особенности этих профессий в одну статью, может получиться целая книга, затрагивающая подходы к созданию логотипа, верстки текста, отношению к пунктуации и многое другое. Оставим это не будущее :)

Спасибо за внимание!


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.

О пользователе Александр Слобженинов

Графический дизайнер в студии &Walsh, шрифтовик в Pangram Pangram. Портфолио, Инстаграм.

Последние посты автора Александр Слобженинов

Рубрики

статья

Метки

, ,