Техника не должна общаться голосом, отрывать от дел и давать лишнюю информацию: принципы «спокойных технологий»

Перевод принципов «спокойных технологий», разработанных движением Calm Technology.
Ян Австрейх
Ян Австрейх
Редактор, технический писатель, переводчик

Мир состоит из данных, которые конкурируют за внимание. Нам, дизайнерам, стоит задуматься: какая информация правда необходима людям, а без какой можно обойтись?

При разработке продуктов мы стремимся размещать компоненты наилучшим образом: самые важные — в самых доступных местах. Не менее важен и дизайн коммуникации. Сколько уведомлений необходимо? Как и когда они должны отображаться? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к принципам «спокойных технологий».

Принципы спокойных технологий

  1. Технология должна требовать как можно меньше внимания к себе
    • Технология может общаться, но не должна говорить.
    • Технология должна общаться, используя разные чувства человека, включая осязание.
    • Технология должна доносить информацию, не выдёргивая пользователя из окружающей среды или выполнения задачи.
  2. Технология должна информировать и создавать спокойствие
    • Главная задача пользователя — не погружаться в технологии, а просто быть человеком.
    • Дайте людям то, что им нужно для решения их проблемы, и ничего больше.
  3. Технология должна использовать периферию
    • Спокойная технология будет легко перемещаться от периферии внимания человека к центру и обратно.
    • Находясь на периферии, технология будет доносить информацию, не создавая у пользователя лишнего напряжения.
  4. Технология должна усиливать лучшее в машинах и людях
    • Проектируйте в первую очередь для людей.
    • Машины не должны вести себя, как люди.
    • Люди не должны вести себя, как машины.
    • Проектируйте так, чтобы усилить в людях их человеческие качества, а в машинах — достижения техники.
  5. Технология может общаться, но не должна говорить
    • Плохо, когда продукт полагается только на голос. Есть другие способы передать информацию, их тоже стоит использовать.
    • Подумайте, как ваша технология может сообщить о статусе задачи, не задействуя голос.
  6. Технология должна работать, даже если произошла ошибка
    • Машина выполняла задачу, и вдруг что-то пошло не так. Она откатится до рабочего состояния или перестанет работать вообще? Лучше — первое.
  7. Лучшее количество технологий — это минимум, необходимый для решения проблемы
    • Задайте себе вопрос: какой минимум технологий нужно задействовать, чтобы решить проблему?
    • Сведите функцию продукта до минимума: пусть он делает только то, что нужно, и ничего более.
  8. Технология должна уважать социальные нормы
    • Технологии требуют времени для внедрения в общество.
    • Какие социальные нормы могут нарушать или вызывать стресс ваши технологии?
    • Внедряйте функции постепенно, чтобы пользователи могли привыкнуть к продукту.

Примеры

Чайник

Если технология хорошо спроектирована, мы можем игнорировать её большую часть времени.

Чайник обращается к нам, только чтобы сказать: «Я вскипел». В остальное время он молчит. Чайник можно поставить на плиту и забыть, пока он не подаст сигнал. Эта технология привлекает к себе внимание, только когда это необходимо. В остальное время она не тревожит нас.

Окно в офисной двери

Внутреннее окно помогает узнать, занят ли кто-то или нет, не отвлекая его от дел.

Jawbone Up

У фитнес-браслета Jawbone Up есть только одна кнопка и индикатор состояния, который меняет цвет. Ничего лишнего.

Jawbone Up можно использовать как будильник. Фитнес-браслет завибрирует и разбудит вас в нужную фазу сна. Его можно настроить на короткий дневной сон или на полноценный ночной отдых.

Jawbone Up отслеживает движение в фоновом режиме, не требуя дополнительных действий от владельца. Устройство синхронизируется с телефоном через аудиоразъём и показывает данные о сне и физической активности пользователя за день.

Значок «туалет занят» или «туалет свободен»

Дисплей позволяет легко увидеть, занят туалет в самолёте или нет. Это универсальное сообщение, которое не нужно переводить на несколько языков.

Робот-пылесос Roomba

Для общения Roomba использует не язык, а звуковые тона. Звуки, которые издаёт Roomba, помогают легко понять, что происходит с техникой. Такие сообщения не нужно дублировать на разных языках.

Roomba счастливо щебечет, когда задача завершена. Если Roomba застревает или нуждается в очистке, он издаёт грустные низкие звуки. Оранжевые и зелёные индикаторы выступают в роли вторичных дисплеев, они помогают передать состояние робота-пылесоса.

Sleep Cycle

Sleep Cycle — это мобильное приложение, которое позволяет отслеживать время фаз глубокого и быстрого сна. Установите будильник, и Sleep Cycle разбудит в нужный момент, чтобы вам было легко проснуться. Приложение разбудит с помощью мягкого гудения или вибрации.

Для работы Sleep Cycle телефон должен лежать рядом с подушкой. Когда завибрирует будильник, он разбудит только владельца телефона и не потревожит других жильцов. Приложение показывает статистику прошедшей ночи, где можно увидеть качество своего сна в процентах и сравнить его со средними показателями по разным странам.

Умный бейдж

Умные бейджи просты. Это небольшие устройства, которые можно носить на руке или шее. Они не требуют подзарядки, у них нет пользовательского интерфейса или операционной системы.

Просто приложите умный бейдж к двери или панели лифта, и вы легко войдёте внутрь.

Спокойное общение

Тактильное оповещение

Осязание — очень важное чувство, которое стоит использовать. Технологии могут передавать людям информацию без изображений и звуков.

Используйте тактильные оповещения, чтобы сообщить важную информацию. Всем знаком режим вибрации на мобильном, но вибрацию можно использовать и по-другому: пояс для контроля осанки LUMOBack вибрирует, когда вы горбитесь.

Графики

Хороший график делает невидимое видимым. Например, Sleep Cycle показывает пользователю график его сна. Приложение отображает большой объём данных в простом для восприятия формате.

Будьте терпеливы: иногда приходится потратить много времени, чтобы собрать данные. Но это того стоит: можно будет получить полную картину, элегантно отобразив результаты на одном графике. Под элегантностью мы имеем в виду понятность и информативность, а не только красивый внешний вид.

Индикатор состояния

Индикаторы состояния часто встречаются в видеокамерах. Если ведётся съёмка, горит красный индикатор «запись». Индикаторы состояния можно встретить в разных местах. Каждый день мы ездим по дорогам, где движением управляют три простых цвета светофора.

Цветовой индикатор, который показывает состояние погоды — более спокойное решение, чем метеосистема, постоянно привлекающая к себе внимание. Подумайте, как использовать разные цвета, чтобы передавать информацию и делать ваши продукты спокойнее.

Звуковые тона

Издать звук — это быстрый способ, которым устройство может сообщить, нужно обратить на него внимание или нет.

Хозяину легко услышать застрявший робот-пылесос и помочь ему, если тот издал печальный звук. Продукты, которые издают звуки, могут быстро привлечь к себе внимание или ненавязчиво сообщить, что всё идёт хорошо.

Крик

Крик — тоже звуковой тон, но он громче и сообщает о более срочных вещах. Крики должны использоваться для очень важной информации.

Дымовая пожарная сигнализация, чайник и микроволновая печь используют крики, чтобы люди узнали об изменении их состояния. Машина скорой помощи использует крик, чтобы предупредить водителей о чрезвычайной ситуации и потребовать уступить дорогу. Звук предупреждения о торнадо кричит: «Вы должны укрыться!».

Всплывающие предупреждения

Всплывающие предупреждения — один из самых распространённых способов предостеречь пользователя. Но, если использовать их неправильно, на них быстро перестанут обращать внимание.

Предупреждения должны появляться при удалении важных данных, опасных изменениях и в случае чрезвычайной ситуации. В остальных ситуациях лучше использовать другие инструменты, чтобы предупредить пользователя.

Световой таймер

Можно установить сигнал таймера в виде простого света. Например, оранжевый индикатор может загореться на закате и напомнить почистить зубы.

Прекращение работы на время

Пусть приложение перервёт свою работу при изменении состояния. Когда наушники iPhone отключаются, проигрыватель автоматически приостанавливает воспроизведение музыки.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение