17.10.2019

Техника не должна общаться голосом, отрывать от дел и давать лишнюю информацию: принципы «спокойных технологий»

Автор: Ян Австрейх

Переводчик, копирайтер. Дизайн и психология.

Перевод принципов «спокойных технологий», разработанных движением Calm Technology.

Мир состоит из данных, которые конкурируют за внимание. Нам, дизайнерам, стоит задуматься: какая информация правда необходима людям, а без какой можно обойтись?

При разработке продуктов мы стремимся размещать компоненты наилучшим образом: самые важные — в самых доступных местах. Не менее важен и дизайн коммуникации. Сколько уведомлений необходимо? Как и когда они должны отображаться? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к принципам «спокойных технологий».

Принципы спокойных технологий

  1. Технология должна требовать как можно меньше внимания к себе
    • Технология может общаться, но не должна говорить.
    • Технология должна общаться, используя разные чувства человека, включая осязание.
    • Технология должна доносить информацию, не выдёргивая пользователя из окружающей среды или выполнения задачи.

  2. Технология должна информировать и создавать спокойствие
    • Главная задача пользователя — не погружаться в технологии, а просто быть человеком.
    • Дайте людям то, что им нужно для решения их проблемы, и ничего больше.

  3. Технология должна использовать периферию
    • Спокойная технология будет легко перемещаться от периферии внимания человека к центру и обратно.
    • Находясь на периферии, технология будет доносить информацию, не создавая у пользователя лишнего напряжения.

  4. Технология должна усиливать лучшее в машинах и людях
    • Проектируйте в первую очередь для людей.
    • Машины не должны вести себя, как люди.
    • Люди не должны вести себя, как машины.
    • Проектируйте так, чтобы усилить в людях их человеческие качества, а в машинах — достижения техники.

  5. Технология может общаться, но не должна говорить
    • Плохо, когда продукт полагается только на голос. Есть другие способы передать информацию, их тоже стоит использовать.
    • Подумайте, как ваша технология может сообщить о статусе задачи, не задействуя голос.

  6. Технология должна работать, даже если произошла ошибка
    • Машина выполняла задачу, и вдруг что-то пошло не так. Она откатится до рабочего состояния или перестанет работать вообще? Лучше — первое.

  7. Лучшее количество технологий — это минимум, необходимый для решения проблемы
    • Задайте себе вопрос: сколько минимум нужно задействовать технологий, чтобы решить проблему?
    • Сведите функцию продукта до минимума: пусть он делает только то, что нужно, и ничего более.

  8. Технология должна уважать социальные нормы
    • Задайте себе вопрос: сколько минимум нужно задействовать технологий, чтобы решить проблему?
    • Сведите функцию продукта до минимума: пусть он делает только то, что нужно, и ничего более.

Примеры

Чайник

Если технология хорошо спроектирована, мы можем игнорировать её большую часть времени.

Чайник обращается к нам, только чтобы сказать: «Я вскипел». В остальное время он молчит. Чайник можно поставить на плиту и забыть, пока он не подаст сигнал. Эта технология привлекает к себе внимание, только когда это необходимо. В остальное время она не тревожит нас.

Окно в офисной двери

Внутреннее окно помогает узнать, занят ли кто-то или нет, не отвлекая его от дел.

Jawbone Up

У фитнес-браслета Jawbone Up есть только одна кнопка и индикатор состояния, который меняет цвет. Ничего лишнего.

Jawbone Up можно использовать как будильник. Фитнес-браслет завибрирует и разбудит вас в нужную фазу сна. Его можно настроить на короткий дневной сон или на полноценный ночной отдых.

Jawbone Up отслеживает движение в фоновом режиме, не требуя дополнительных действий от владельца. Устройство синхронизируется с телефоном через аудиоразъём и показывает данные о сне и физической активности пользователя за день.

Значок «туалет занят» или «туалет свободен»

Дисплей позволяет легко увидеть, занят туалет в самолёте или нет. Это универсальное сообщение, которое не нужно переводить на несколько языков.

Робот-пылесос Roomba

Для общения Roomba использует не язык, а звуковые тона. Звуки, которые издаёт Roomba, помогают легко понять, что происходит с техникой. Такие сообщения не нужно дублировать на разных языках.

Roomba счастливо щебечет, когда задача завершена. Если Roomba застревает или нуждается в очистке, он издаёт грустные низкие звуки. Оранжевые и зелёные индикаторы выступают в роли вторичных дисплеев, они помогают передать состояние робота-пылесоса.

Sleep Cycle

Sleep Cycle — это мобильное приложение, которое позволяет отслеживать время фаз глубокого и быстрого сна. Установите будильник, и Sleep Cycle разбудит в нужный момент, чтобы вам было легко проснуться. Приложение разбудит с помощью мягкого гудения или вибрации.

Для работы Sleep Cycle телефон должен лежать рядом с подушкой. Когда завибрирует будильник, он разбудит только владельца телефона и не потревожит других жильцов. Приложение показывает статистику прошедшей ночи, где можно увидеть качество своего сна в процентах и сравнить его со средними показателями по разным странам.

Умный бейдж

Умные бейджи просты. Это небольшие устройства, которые можно носить на руке или шее. Они не требуют подзарядки, у них нет пользовательского интерфейса или операционной системы.

Просто приложите умный бейдж к двери или панели лифта, и вы легко войдёте внутрь.

Спокойное общение

Тактильное оповещение

Осязание — очень важное чувство, которое стоит использовать. Технологии могут передавать людям информацию без изображений и звуков.

Используйте тактильные оповещения, чтобы сообщить важную информацию. Всем знаком режим вибрации на мобильном, но вибрацию можно использовать и по-другому: пояс для контроля осанки LUMOBack вибрирует, когда вы горбитесь.

Графики

Хороший график делает невидимое видимым. Например, Sleep Cycle показывает пользователю график его сна. Приложение отображает большой объём данных в простом для восприятия формате.

Будьте терпеливы: иногда приходится потратить много времени, чтобы собрать данные. Но это того стоит: можно будет получить полную картину, элегантно отобразив результаты на одном графике. Под элегантностью мы имеем в виду понятность и информативность, а не только красивый внешний вид.

Индикатор состояния

Индикаторы состояния часто встречаются в видеокамерах. Если ведётся съёмка, горит красный индикатор «запись». Индикаторы состояния можно встретить в разных местах. Каждый день мы ездим по дорогам, где движением управляют три простых цвета светофора.

Цветовой индикатор, который показывает состояние погоды — более спокойное решение, чем метеосистема, постоянно привлекающая к себе внимание. Подумайте, как использовать разные цвета, чтобы передавать информацию и делать ваши продукты спокойнее.

Звуковые тона

Издать звук — это быстрый способ, которым устройство может сообщить, нужно обратить на него внимание или нет.

Хозяину легко услышать застрявший робот-пылесос и помочь ему, если тот издал печальный звук. Продукты, которые издают звуки, могут быстро привлечь к себе внимание или ненавязчиво сообщить, что всё идёт хорошо.

Крик

Крик — тоже звуковой тон, но он громче и сообщает о более срочных вещах. Крики должны использоваться для очень важной информации.

Дымовая пожарная сигнализация, чайник и микроволновая печь используют крики, чтобы люди узнали об изменении их состояния. Машина скорой помощи использует крик, чтобы предупредить водителей о чрезвычайной ситуации и потребовать уступить дорогу. Звук предупреждения о торнадо кричит: «Вы должны укрыться!».

Всплывающие предупреждения

Всплывающие предупреждения — один из самых распространённых способов предостеречь пользователя. Но, если использовать их неправильно, на них быстро перестанут обращать внимание.

Предупреждения должны появляться при удалении важных данных, опасных изменениях и в случае чрезвычайной ситуации. В остальных ситуациях лучше использовать другие инструменты, чтобы предупредить пользователя.

Световой таймер

Можно установить сигнал таймера в виде простого света. Например, оранжевый индикатор может загореться на закате и напомнить почистить зубы.

Прекращение работы на время

Пусть приложение перервёт свою работу при изменении состояния. Когда наушники iPhone отключаются, проигрыватель автоматически приостанавливает воспроизведение музыки.


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест» — кураторскую рассылку для дизайнеров. Отборные статьи, уроки, лекции, проекты, шрифты и инструменты каждую неделю!

О пользователе Ян Австрейх

Переводчик, копирайтер. Дизайн и психология.

Рубрики

ВК

Метки

, ,