Для меня слово «юзабилити», написанное в тексте на русском языке, ничего не значит. Есть слово «дизайн», которое в английском языке означает «проектирование», термин «пользовательский интерфейс» и общеупотребительное понятие «удобство использования».
Когда люди говорят «юзабилити», они имеют в виду не просто «удобство», а специальную консультантскую науку, Дисциплину. С этим связаны все, на мой взгляд, надуманные сложности с переводом слова usability на русский язык — за этим словом консультантам нравится чувствовать интеллектуальную мощь, как за словом «маркетинг». Слово ведь даже в стандарте ISO есть, не хухры-мухры.
«Юзабилити» — это такой набор консультантских методик, имеющий свой квазинаучный словарь: юзабилити-аудит, шаблоны взаимодействия, диаграмма интерактивности, построение стратегии дизайна, составляющие доступности и компоненты удовлетворенности. Якоб Нильсен позволяет себе писать: вы легко улучшите юзабилити сайта на 100% или больше. Золотые правила юзабилистов всегда принимают форму длиннющих списков примерно такого вида: принцип 7±2, правило двух секунд, правило трех кликов, правило 80/20. Правило 80/20 любят все консультанты.
Самая секретная технология юзабилистов — анализ движения глаз пользователя. Никто не знает, зачем это нужно и как используется, но любые ссылки производят на заказчиков неизгладимое впечатление.
В блогах и на семинарах юзабилистов можно встретить все, кроме обсуждения дизайна интерфейсов: кто такой специалист по юзабилити, как работать с программистами, как организовать отдел или лабораторию, как правильно рекрутировать испытуемых и обработать результаты исследования.
Главный инструмент консультанта по юзабилити — тестирование интерфейса — может помочь найти проблемы в интерфейсе, но не решить их,— это другая работа. Консультант или доктор психологии ее сделать не могут. И, к сожалению, в реальности результаты такого исследования часто используются во внутриполитических целях и могут загасить новый суперпродукт, превратив его в среднестатистическую привычную поделку.
Мы предпочитаем термины «проектирование интерфейсов» и «информационный дизайн». Хороший проектировщик всегда начинает с изучения предмета проектирования и людей. Общение с пользователями — очень важная вещь, чтобы понимать, что происходит вне тебя самого, что нужно людям, какие у них возникают задачи и проблемы. Всегда интересно узнать, кто и как использует инструмент. Никакая информация не может быть лишней, в том числе и данные тестирования. И, конечно, никто не запрещает использовать в работе формальное представление полученных знаний в виде сценариев использования, функциональных иерархий, структурных схем и спецификаций дизайна.
При этом сам процесс проектирования является типичной дизайнерской, экспертной, мультидисциплинарной задачей. Это не наука, а профессия.
Обсуждение
Похожее
«Дизайнер-типограф‚ помимо всех практических соображений, просто обязан полагаться на интуицию.
Есть формулы, которые якобы помогают вам определить цену исходя из того, сколько вам нужно заработать.
Бюрошник никогда не изменяет своим методам ради отношений с клиентом.