Для меня слово «юзабилити», написанное в тексте на русском языке, ничего не значит. Есть слово «дизайн», которое в английском языке означает «проектирование», термин «пользовательский интерфейс» и общеупотребительное понятие «удобство использования».
Когда люди говорят «юзабилити», они имеют в виду не просто «удобство», а специальную консультантскую науку, Дисциплину. С этим связаны все, на мой взгляд, надуманные сложности с переводом слова usability на русский язык — за этим словом консультантам нравится чувствовать интеллектуальную мощь, как за словом «маркетинг». Слово ведь даже в стандарте ISO есть, не хухры-мухры.
«Юзабилити» — это такой набор консультантских методик, имеющий свой квазинаучный словарь: юзабилити-аудит, шаблоны взаимодействия, диаграмма интерактивности, построение стратегии дизайна, составляющие доступности и компоненты удовлетворенности. Якоб Нильсен позволяет себе писать: вы легко улучшите юзабилити сайта на 100% или больше. Золотые правила юзабилистов всегда принимают форму длиннющих списков примерно такого вида: принцип 7±2, правило двух секунд, правило трех кликов, правило 80/20. Правило 80/20 любят все консультанты.
Самая секретная технология юзабилистов — анализ движения глаз пользователя. Никто не знает, зачем это нужно и как используется, но любые ссылки производят на заказчиков неизгладимое впечатление.
В блогах и на семинарах юзабилистов можно встретить все, кроме обсуждения дизайна интерфейсов: кто такой специалист по юзабилити, как работать с программистами, как организовать отдел или лабораторию, как правильно рекрутировать испытуемых и обработать результаты исследования.
Главный инструмент консультанта по юзабилити — тестирование интерфейса — может помочь найти проблемы в интерфейсе, но не решить их,— это другая работа. Консультант или доктор психологии ее сделать не могут. И, к сожалению, в реальности результаты такого исследования часто используются во внутриполитических целях и могут загасить новый суперпродукт, превратив его в среднестатистическую привычную поделку.
Мы предпочитаем термины «проектирование интерфейсов» и «информационный дизайн». Хороший проектировщик всегда начинает с изучения предмета проектирования и людей. Общение с пользователями — очень важная вещь, чтобы понимать, что происходит вне тебя самого, что нужно людям, какие у них возникают задачи и проблемы. Всегда интересно узнать, кто и как использует инструмент. Никакая информация не может быть лишней, в том числе и данные тестирования. И, конечно, никто не запрещает использовать в работе формальное представление полученных знаний в виде сценариев использования, функциональных иерархий, структурных схем и спецификаций дизайна.
При этом сам процесс проектирования является типичной дизайнерской, экспертной, мультидисциплинарной задачей. Это не наука, а профессия.
Обсуждение
Похожее
Бюрошник никогда не изменяет своим методам ради отношений с клиентом.
Самый большой миф в области дизайна – то, что хороший дизайн продает себя сам.
«Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки; именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос».