Искусство в быту — промышленный дизайн 1920-х

Как первое поколение советских дизайнеров видело новую реальность? Как для этого они обращались к народу? В статье мы рассмотрим серию проектов, выпущенных в 1925 году и направленных на преобразование быта
Егор Цеманек
Егор Цеманек
Публицист, исследователь


После революции партия искала способ создать для пролетариата новую визуальную среду. «Искусство в быту» — серия концептов, над которой работали десятки дизайнеров-конструкторов. Выпущены они были одним сборником в 1925 году как инструкции для самостоятельного оформления предметов повседневной жизни.

Вместе с ростом нового общественного и семейного быта, рождённого революцией, возрастают и новые художественные потребности.

При старом режиме трудящимся было не до забот о благоустройстве своей жизненной обстановки — эти заботы были привилегией имущих и праздных классов. Однако Октябрь произвёл революцию не только социально-политическую, но и революцию нравов. Он вызвал страстный порыв народных масс к обогащению своего духовного мира и укреплению физического здоровья. Непривыкший к публичной жизни, неповоротливый и стеснявшийся «на людях», этот народ неожиданно обнаружил склонность к стройным процессиям, зрелищам, украшению клубов и т. д. Само достоинство нового, утверждающего себя класса, потребовало от трудящихся поддержания внешней культурности жизни и в области ежедневного, трудового и домашнего обихода.

Простота, гигиеничность, целесообразность, соответствие трудовому образу жизни и, вместе с тем, свежая и яркая декоративность — таковы наши основные советские лозунги в области внешнего благоустройства, отличающие нас от остальной Европы, которая, при всём своём громадном техническом прогрессе, питается нездоровыми модами вырождающейся буржуазной культуры

Случилось достаточно редкое для истории явление — самая прогрессивная эстетика стала государственной. Русский авангард, который родился ещё десятилетие назад в столичной арт-среде, оказался основой дизайнерской мысли для новой страны. Конструктивистская философия предполагала стать антонимом буржуазности, и поэтому активно внедрялась в материальную реальность советского человека. 

Хоть поэты и призывали построить новый мир с нуля, очевидно, что старый никуда не делся. Поэтому часто получалась интересная квинтэссенция авангардных фантазий, коммунистической идеологии и народной традиции. 

В Российской империи 19-го века начались первые шаги к рабоче-крестьянскому просвещению. Тогда же и появились первые избы-читальни — сельские общественные пространства, которые были призваны образовывать малограмотный народ. Но пика активности они достигли уже при советской власти — в 1920-е годы. Традиционный красный угол избавлялся от православных икон, на стены вешали портреты Ленина и проводили чтения Маркса. Изба при всей своей архетипичности могла стать культурным центром нового режима.

Или стенгазеты — явление непривычное, но всеобъемлющее. Они стали одним из главных феноменов послереволюционного народного творчества. Теперь простые люди начали осмыслять композиционные и типографические принципы:

Текст нужно располагать в разных направлениях, чтобы лучше проиллюстрировать и несколько разнообразить общий вид газеты, не нарушая её цельность. Для каждого раздела — не больше 3 иллюстраций, иначе получится перегрузка, пестрота. Иллюстративным материалом могут служить фотовырезки из журналов, а также звёзды, серпы, молотки, винты, полоски разной толщины и длины, круг, квадрат, треугольник. Заголовки должны быть ясными, столбцы неширокими, шрифт простым

Митинги и шествия стали теперь важнейшими культурными событиями. Возникал вопрос о том, как к ним готовиться. Чтобы добиться выразительности, знамёна упрощали:

Обычно знамёна отличаются пышностью, витиеватым и замысловатым расположением текста, применением бахромы, кистей и других ненужных вещей. Всё это умоляет выразительность знамени. Мы же рекомендуем сделать знамя как можно проще и целесообразнее, чтобы его было легко нести, чтобы оно хорошо читалось и, кроме того, было ярким выражением данной организации. Для этого нужно взять точный размер материи: 1м 80 с. × 2 м. 15 с., текст сократить до минимума и располагать так, чтобы он читался последовательно. Шрифт лучше взять печатный (из газет), писать белым, чёрным, золотом, серебром. Далее следует избегать бахромы, кистей, перегрузки изобразительными формами, например человеческими фигурами, орнаментом

Форма дощечки соответствует смыслу лозунга. Так, для пропаганды электрификации делается лампочка, для просвещения — обложка книги, для крестьянства — серп, для профсоюзов — эмблемы производств и т. д. Для творческой изобретательности здесь представляется широкое поле. Иногда для целей демонстрации нужно осмеять врага — в этих случаях указанный нами приём также вполне применим, например, можно изобразить цилиндр, взятый на штык, нарисовать вопросительный знак и написать «кто»

Мариинский в каждом селе не построишь — нужна была упрощённая версия театральной сцены. И для этого тоже нашлось решение, притом вполне изящное: деревянная рама в качестве первичного элемента. Чаще всего в таких театрах проходила народная самодеятельность вроде комичных сценок со злыми попами и буржуями, а также героические пересказы большевистской революции.

Интерес вызывал и концепт раскладных стульев. Простой и при этом очень модернисткий. Прогрессивный функционализм становился результатом скорее утилитарной, нежели эстетической необходимости. 

Октябрь, Ленин, серп и молот — конструктивистская мысль хоть и не была склонна к декоративности, для советского оформления существовали обязательные образы. Что в конечном итоге, при всей сегодняшней иронии, создавало вполне узнаваемый и вариативный национальный паттерн. Поместить его можно было и на плакат, и на скатерть, и на театральный занавес.

Конечно, необходимо было позаботиться и об одежде. Дизайн одежды адресовали не профессиональным, а домашним портнихам. Стояла задача разработать простой и многофункциональный дизайн с использованием минимума материалов.

Одно платье вместо трёх. Платье это делается из любой материи и может быть приспособлено для разных целей: для дома — простая прямоугольная рубаха без рукавов. Для работы — пристёгивается на кнопках чёрный или суровый рукав из любого моющегося материала. Для выхода на улицу, на празднества или в театр — сверху одевается кафтан, который мог быть открытым или закрытым.

В 1925 году на всемирной выставке в Париже модели Ламановой получили Гран-при. Очевидная в сегодняшнем дне задача работать на стыке утилитарности и красоты только начала развиваться в дизайне одежды. Конечно, новый вид предвосхищал реальность. 

Большинство из концептов остались редкостью, многие никогда не были реализованы. Феномен конструктивизма заключался ещё и в том, что во многом это было неслучившееся явление. Как оказалось, реальность тяжело формировалась под нажимом прогрессивных выпускников столичного вуза. Русская деревня в 1920-е не окрасилась красками модернизма и футуризма, новое «искусство» дошло лишь до малой части пролетариата. 

На здания, конечно, можно было повесить эмблемы, плакаты и транспаранты с лозунгами. Можно было даже построить несколько зданий по новым канонам. Но так скоро подогнать быт целой страны под смесь эстетики и идеологии оказалось труднее. 

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение