После революции партия искала способ создать для пролетариата новую визуальную среду. «Искусство в быту» — серия концептов, над которой работали десятки дизайнеров-конструкторов. Выпущены они были одним сборником в 1925 году как инструкции для самостоятельного оформления предметов повседневной жизни.
Вместе с ростом нового общественного и семейного быта, рождённого революцией, возрастают и новые художественные потребности.
При старом режиме трудящимся было не до забот о благоустройстве своей жизненной обстановки — эти заботы были привилегией имущих и праздных классов. Однако Октябрь произвёл революцию не только социально-политическую, но и революцию нравов. Он вызвал страстный порыв народных масс к обогащению своего духовного мира и укреплению физического здоровья. Непривыкший к публичной жизни, неповоротливый и стеснявшийся «на людях», этот народ неожиданно обнаружил склонность к стройным процессиям, зрелищам, украшению клубов и т. д. Само достоинство нового, утверждающего себя класса, потребовало от трудящихся поддержания внешней культурности жизни и в области ежедневного, трудового и домашнего обихода.
Простота, гигиеничность, целесообразность, соответствие трудовому образу жизни и, вместе с тем, свежая и яркая декоративность — таковы наши основные советские лозунги в области внешнего благоустройства, отличающие нас от остальной Европы, которая, при всём своём громадном техническом прогрессе, питается нездоровыми модами вырождающейся буржуазной культуры
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG_0260-scaled.jpeg)
Случилось достаточно редкое для истории явление — самая прогрессивная эстетика стала государственной. Русский авангард, который родился ещё десятилетие назад в столичной арт-среде, оказался основой дизайнерской мысли для новой страны. Конструктивистская философия предполагала стать антонимом буржуазности, и поэтому активно внедрялась в материальную реальность советского человека.
Хоть поэты и призывали построить новый мир с нуля, очевидно, что старый никуда не делся. Поэтому часто получалась интересная квинтэссенция авангардных фантазий, коммунистической идеологии и народной традиции.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-13-scaled.jpeg)
В Российской империи 19-го века начались первые шаги к рабоче-крестьянскому просвещению. Тогда же и появились первые избы-читальни — сельские общественные пространства, которые были призваны образовывать малограмотный народ. Но пика активности они достигли уже при советской власти — в 1920-е годы. Традиционный красный угол избавлялся от православных икон, на стены вешали портреты Ленина и проводили чтения Маркса. Изба при всей своей архетипичности могла стать культурным центром нового режима.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-14-scaled.jpeg)
Или стенгазеты — явление непривычное, но всеобъемлющее. Они стали одним из главных феноменов послереволюционного народного творчества. Теперь простые люди начали осмыслять композиционные и типографические принципы:
Текст нужно располагать в разных направлениях, чтобы лучше проиллюстрировать и несколько разнообразить общий вид газеты, не нарушая её цельность. Для каждого раздела — не больше 3 иллюстраций, иначе получится перегрузка, пестрота. Иллюстративным материалом могут служить фотовырезки из журналов, а также звёзды, серпы, молотки, винты, полоски разной толщины и длины, круг, квадрат, треугольник. Заголовки должны быть ясными, столбцы неширокими, шрифт простым
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-15-scaled.jpeg)
Митинги и шествия стали теперь важнейшими культурными событиями. Возникал вопрос о том, как к ним готовиться. Чтобы добиться выразительности, знамёна упрощали:
Обычно знамёна отличаются пышностью, витиеватым и замысловатым расположением текста, применением бахромы, кистей и других ненужных вещей. Всё это умоляет выразительность знамени. Мы же рекомендуем сделать знамя как можно проще и целесообразнее, чтобы его было легко нести, чтобы оно хорошо читалось и, кроме того, было ярким выражением данной организации. Для этого нужно взять точный размер материи: 1м 80 с. × 2 м. 15 с., текст сократить до минимума и располагать так, чтобы он читался последовательно. Шрифт лучше взять печатный (из газет), писать белым, чёрным, золотом, серебром. Далее следует избегать бахромы, кистей, перегрузки изобразительными формами, например человеческими фигурами, орнаментом
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-16-scaled.jpeg)
Форма дощечки соответствует смыслу лозунга. Так, для пропаганды электрификации делается лампочка, для просвещения — обложка книги, для крестьянства — серп, для профсоюзов — эмблемы производств и т. д. Для творческой изобретательности здесь представляется широкое поле. Иногда для целей демонстрации нужно осмеять врага — в этих случаях указанный нами приём также вполне применим, например, можно изобразить цилиндр, взятый на штык, нарисовать вопросительный знак и написать «кто»
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-17-scaled.jpeg)
Мариинский в каждом селе не построишь — нужна была упрощённая версия театральной сцены. И для этого тоже нашлось решение, притом вполне изящное: деревянная рама в качестве первичного элемента. Чаще всего в таких театрах проходила народная самодеятельность вроде комичных сценок со злыми попами и буржуями, а также героические пересказы большевистской революции.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-18-scaled.jpeg)
Интерес вызывал и концепт раскладных стульев. Простой и при этом очень модернисткий. Прогрессивный функционализм становился результатом скорее утилитарной, нежели эстетической необходимости.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-19-scaled.jpeg)
Октябрь, Ленин, серп и молот — конструктивистская мысль хоть и не была склонна к декоративности, для советского оформления существовали обязательные образы. Что в конечном итоге, при всей сегодняшней иронии, создавало вполне узнаваемый и вариативный национальный паттерн. Поместить его можно было и на плакат, и на скатерть, и на театральный занавес.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-20-scaled.jpeg)
Конечно, необходимо было позаботиться и об одежде. Дизайн одежды адресовали не профессиональным, а домашним портнихам. Стояла задача разработать простой и многофункциональный дизайн с использованием минимума материалов.
Одно платье вместо трёх. Платье это делается из любой материи и может быть приспособлено для разных целей: для дома — простая прямоугольная рубаха без рукавов. Для работы — пристёгивается на кнопках чёрный или суровый рукав из любого моющегося материала. Для выхода на улицу, на празднества или в театр — сверху одевается кафтан, который мог быть открытым или закрытым.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-21-scaled.jpeg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-22-scaled.jpeg)
В 1925 году на всемирной выставке в Париже модели Ламановой получили Гран-при. Очевидная в сегодняшнем дне задача работать на стыке утилитарности и красоты только начала развиваться в дизайне одежды. Конечно, новый вид предвосхищал реальность.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-23-scaled.jpeg)
Большинство из концептов остались редкостью, многие никогда не были реализованы. Феномен конструктивизма заключался ещё и в том, что во многом это было неслучившееся явление. Как оказалось, реальность тяжело формировалась под нажимом прогрессивных выпускников столичного вуза. Русская деревня в 1920-е не окрасилась красками модернизма и футуризма, новое «искусство» дошло лишь до малой части пролетариата.
На здания, конечно, можно было повесить эмблемы, плакаты и транспаранты с лозунгами. Можно было даже построить несколько зданий по новым канонам. Но так скоро подогнать быт целой страны под смесь эстетики и идеологии оказалось труднее.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/09/image-24-scaled.jpeg)
Обсуждение
Похожее
Конспект книги Иоганеса Иттена «Искусство цвета»
Новая структура промтов для Midjourney v6
«Хороший дизайн — честен»