История дизайна техники Apple

Как обернуть технические достижения в эстетическую форму? Как, создавая компьютеры и смартфоны, сделать внешнее равным по важности внутреннему? Полвека формы и цвета, цифры и железа, металла и пластмассы — история дизайна техники Apple.
Егор Цеманек
Егор Цеманек
Публицист, исследователь

Компания Apple начиналась как Apple Computers. Калифорнийский гараж, 70-е годы —  Джобс и Возняк создают свои первые модели. Индустрия персональных компьютеров невероятно мала, а техно-дизайн редко встает на первый план.

Джобс смотрел на коробки из-под сигар (в которые обычно облачали самодельные компьютеры), стоявшие на столах во время собраний клуба Homebrew, и считал, что элегантности в них не больше, чем в мухоловке.

Угловатый сине-чёрный металлический корпус компьютера Sol от компании Processor Technology вызывал у него отвращение своей громоздкостью и индустриальным видом. Тогда пластиковый корпус считался ненужной роскошью в сравнении с дешёвым и более податливым листовым металлом.

Джобс хотел создать пластиковый корпус для компьютера, после того как Hewlett-Packard в своё время создала корпус для калькулятора. Он восхищался его плавными, обтекающими линиями и тем, как здорово эта машина смотрелась на рабочем столе.

На компьютере Apple II не было видно ни одного винтика. Белый, слегка закругленный пластмассовый корпус. Цветное яблоко под дисплеем.

Потом случается Макинтош. В 1984 Apple представляет массовый компьютер с графическим интерфейсом — момент революционный.

Мы сделаем ярким, чистым и честным то, что касается высоких технологий — вне тяжёлого индустриального и чёрного, чёрного стиля Sony. То, как мы управляем компанией, дизайн продукта, реклама — всё сводится к следующему: давайте сделаем просто. Действительно просто.

Все эти эстетические воззрения компании необходимо было унифицировать. Для этого компания Apple разработала промышленный дизайн-язык Snow White. К нему относились:

Следующее десятилетие выходят самые разные вариации Макинтоша. Форма, размер и мощности меняются, но главный визуальный принцип остаётся прежним. Становясь всё более футуристично белым и округлым, компьютер постепенно эволюционирует.

В 1989 появляется и Macintosh Portable, своеобразный ноутбук. Шар становится первой формой тачпада.

В 90-е годы Apple существует без Джобса. Snow White начали использовать конкуренты — бывший хай-тек становится моветоном. В компании ищут новый путь, совершают эксперименты с продуктами: фотоаппарат, проектор, cd-проигрыватель, графический планшет.

Для них они активно используют чёрный цвет, увеличивают количество элементов, делают дизайн более технико-типичным.

В 1997 году возвращается Джобс. Малоизвестного дизайнера Джони Айва, работающего в компании уже 5 лет, он делает одним из ведущих лидеров. Эстетический взгляд Айва преобразует всю технику.

В 1998 году выходит первый iMac. Моноблочный компьютер с яркими и сочными цветами. Корпус из полупрозрачного пластика и круглая мышка.

Конструкция компьютера смотрела в новый век футуристичной радостью. Первый iMac предполагал быть антонимом техническому дизайну прошлого. Полупрозрачные поверхности конфетной или молочно-белой окраски, мягкие выпуклые контуры.

Следом выходит и модель Power Mac G3.

Какой сегодня самый горячий тренд в товарном дизайне? — Прозрачность

Газета USA Today называет Джони Айва электронным вуайеристом.

В 1999 году выходит серия iBook — первое поколение ноутбуков со встроенным Wi-Fi. И снова разные цвета, снова демократичная весёлость. К корпусу пристраивается ручка, а главным рекламным слоганом становится iMac to Go (аналогия с coffee to go — кофе с собой).

Некоторым эстетический подход Apple казался игривой глупостью, другие видели в нём будущее техно-дизайна. Айв верил, что главное — создать эмоциональную связь между технологией и пользователем.

iBook был задуман так, чтобы человеку хотелось к нему прикоснуться. Изогнутые поверхности и покрытые резиной элементы придавали ему притягательный вид, его хотелось трогать

Но уже в начале нулевых главным для дизайнеров Apple становится упрощение, минимизация черт и окончательная гладкость. В 2000 году выходит Power Mac G4 Cube.

Cube был первой попыткой создать «идеальный» компьютер, вместить мощь стационарного компьютера в маленький корпус. Он был похож на кусок чистого пластика c прозрачным основанием. Казалось, что двадцатисантиметровый компьютер парит в воздухе. Сверху находился вертикальный слот DVD-привода, из которого диск выскакивал, как поджаренный тост. Вместо шумного вентилятора применялась воздушная конвекция: воздух поступал через отверстия внизу, охлаждал процессор и выходил сверху. Компьютер работал почти беззвучно

Блестящий, с абсолютной прозрачностью дизайн начинает использоваться и для других объектов.

Но команда промышленного дизайна всё больше стремится к чистому белому цвету. Айв особенно вдохновлён принципами немецкого промышленного дизайнера Дитера Рамса. Выпуская следующие модели, Apple стремится избавиться от массивности и добавляет культ плоскости.

Простота заключалась в том, что мы знали: это будет дисплей с плоским экраном. Сложность была в том, как его сделать. Наше решение бросает вызов гравитации. Оно очень простое: рамка словно парит в пространстве. Это кажется простым и логичным, но именно этот вариант постоянно ускользал от нас

А в 2001 году выходит первый айпод, с ещё чёрно-белым экраном.

iPod — радикально новый продукт, захватывающий сам по себе, поэтому нам казалось, что надо направить усилия дизайнеров на упрощение, удаление и исключение.

С первых дней мы представляли iPod из нержавейки и белого пластика. Это так брутально и просто. Дело не только в цвете. Он вроде нейтральный, но он безошибочно, шокирующе нейтральный

Белый корпус и тонкое стеклянное покрытие сзади, сильный блеск, «почти свечение».

Айпод становится главным карманным гаджетом Apple, за ним следуют множественные вариации.

И вот, 2007 год — презентация первого iPhone.

Мы отчётливо поняли, что важен именно дисплей, и хотели разработать устройство, которое будет его подчёркивать и подчиняться ему

С дебютом iPhone компания Apple Computers Inc. становится Apple Inc.

Apple постепенно создаёт свою техно-эко-систему, общие принципы сохраняются и развиваются. Белая или чёрная цветовая схема, обычно с глянцевой текстурой и пластиковым или алюминиевым корпусом, стекло. Закругление контуров и проработка мелких деталей.

В 2023 году Apple представила очки дополненной реальности Vision Pro. Достаточно точная сублимация их нынешнего подхода к дизайну.

Как будут выглядеть технологии дальше? Посмотрим.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение