В XX веке оказалось, что латинское крылатое выражение Ars longa, vita brevis (Жизнь коротка, искусство вечно) справедливо не во всех случаях. Например, срок жизни граффити довольно короткий. Редко бывает, что настенная живопись сохраняется на годы. Гораздо чаще одна работа через несколько месяцев сменяется другой. На «холсты» из стен — очередь.
Однажды мы опубликовали в соцсетях граффити из Берлина. Позже оказалось, что работу закрасили и на её месте появилась другая. Так постепенно это превратилось в рубрику #берлинскиеарты. За каждым граффити стоит интересная история. Иногда чтобы её найти, приходится проводить целое расследование.
Как Берлин прославился уличным искусством
Считается, что само искусство граффити зародилось в Нью-Йорке. Сначала появились теги — быстрые подписи, которые оставляли райтеры в неожиданных местах. Об искусстве не было и речи. Скорее это было чем-то вроде метки, знака. Ещё долго граффити и вандализм шли вместе. Так многие воспринимали рисунки, которые появлялись, например, на стенах домов или вовсе на высокой башне. Особый стиль для уличного художника — оставить «красочный» след там, куда сложно попасть. Кстати, даже сегодня за рисунки в неположенном месте можно получить штраф.
Постепенно у работ появился смысл. Это были политические и социальные высказывания. Затем все перешло в категорию уличного искусства.
Сегодня один из самых известных стрит-арт-художников — Бэнкси. Его работы выставляют в музеях. Однако до сих пор непонятно, кто скрывается под маской обезьяны. Существует даже версия, что это группа художников. Каждая работа Бэнкси — событие. А за его трафареты знаменитости готовы платить миллионы. Загадочность, связанная с инкогнито автора, привлекла ещё больше внимания к стрит-арту.
В Германии точкой отсчета уличного искусства считается начало 70-х. В 1971 году, в Бремене, администрация города предложила художникам расписать общественные здания и бункеры. В Берлине также были стены, которые выглядели потёртыми и уродливыми. Их стали оживлять с помощью граффити.
Интересно, что первым, кто начал сохранять для истории эфемерное искусство, стал Норберт Мартинс ещё в 1975 году. Специалист по электронике взял в руки фотоаппарат и начал делать снимки. Это стало его увлечением. За 48 лет Норберт сделал примерно 20 500 фотографий. Он написал несколько книг на эту тему. Одна из них так и называется «Галерея уличного искусства».
Постепенно власти Берлина стали проявлять внимание к стрит-арту и даже проводить конкурсы. А граффити перешли в разряд достопримечательностей, рассеянных по разным районам города. И надо ещё успеть застать ту или иную работу. Опоздаешь на день — там уже новый рисунок.
#Берлинскиеарты или рубрика в соцсетях
Наше знакомство с берлинским уличным искусством началось с Хакских дворов. Много веков назад там был рынок. А в начале XX века появился комплекс дворов. По меркам того времени это были комфортабельные квартиры с водопроводом и ванными. Сегодня это одно из самых популярных туристических мест в Берлине.
И есть в одном из Хакских дворов своеобразная галерея. Она объединяет креативное пространство: кинотеатр, культурный центр, необычные кафешки, бары, книжные магазинчики. Там же расположился Центр Анны Франк, который рассказывает историю знаменитой своим дневником девочки еврейского происхождения. При этом на стенах нет пустого места. Вырезки, трафареты, наклейки, инсталляции… И это не просто несколько работ, заполнен буквально каждый сантиметр, так что иногда даже сложно различить, где заканчивается рисунок одного автора и начинается граффити другого.
Одна из работ отличалась от других стрит-артов. Это был сюжет с отсылкой к сюрреалистам. Такие граффити снимают вопрос «Где искать вдохновение?». Иногда его можно найти прямо на стене. Но буквально через несколько месяцев граффити на месте не оказалось. Его закрасили, чтобы дать место новой работе. Осталась только эта фотография…
Вроде бы ничего такого не произошло, уличное искусство имеет свои законы, оно рождается и умирает. Но нам было обидно. За автора, который вложил в это не только свое время и краски. За тех, кто мог бы этим рисунком вдохновиться.
Первый пост о граффити вышел в соцсетях в начале февраля 2020 года. Особенно интересно это стало чуть позже, когда локдауны накрыли города и страны. Тогда виртуальные экскурсии отвлекали и поддерживали.
За 3 года собралась коллекция — больше сотни граффити. Сначала это были фотодни, когда наш СЕО Нина отправлялась в новое место, находила работы и делала сразу несколько снимков. Иногда удавалось подхватить что-то случайно. Берлин не зря называют европейской столицей граффити. Если быть внимательным, то, например, можно заметить небольшие работы, всего 30-40 сантиметров, на стене обычного жилого дома.
Сегодня основная локация — парк Нордбанхоф. Там художникам выделили длинную бетонную стену, которая стала галереей под открытым небом — Nordside gallery. Работы меняются часто. Нередко художники устраивают джемы и создают граффити на определенную тему. Например, в марте 2023 года там появилось много работ, посвященных равным правам.
Граффити-расследование: 3 истории
В любом искусстве интересен контекст, а также факты. Например, на картине «Последний день Помпеи» Карл Брюллов изобразил не только себя, но и свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову. Таких деталей много у известных полотен. И, конечно, у большинства граффити тоже есть история. Но найти её не всегда просто. Помогают социальные сети и берлинские паблики граффити.
Одним из первых стало граффити-расследование про Генриха Цилле
Началось всё с сюжетного граффити. Ни подписи автора, ни других намеков… Что здесь можно рассказать? Пухлые, розовощекие дети, рядом то ли старшие сестры, то ли с воспитательницы… Вот только одеты они совсем не так, как современные малыши.
Оказалось, что это граффити — репродукция иллюстрации Генриха Цилле, немецкого художника и фотографа, который застал сразу два века — 19-й и 20-й. Некоторые даже презрительно называли его «рисовальщиком отхожих мест».
В рабочих кварталах хорошо знали мейстера Цилле, толстого, ласкового старичка. Он приходил с тетрадкой и огрызком карандаша в трущобы, темные дворы и мансарды и мог часами рисовать. Коллеги ругали его за то, что он обнажает нищету в своих работах. Но всё, что делал Генрих Цилле, было создано с любовью к людям, которые несмотря на все невзгоды, всё равно находят место улыбке.
А вот другая работа, которая многих посмешила, — Чебурашка в Берлине!
Оказалось, что это целый комикс, который создаёт немецкий художник русского происхождения — Слава OSTAP Осинский. Четверть века назад он переехал с родителями в Германию. Учился гравюре, одно время занимался рекламой в студии дизайна и всегда много рисовал. Сначала на бумаге, а затем — на берлинских стенах.
Сегодня некоторые экскурсоводы даже выстраивают маршруты по местам художественной славы Славы! Потому что его работы — провокационные, многогранные, ироничные — однозначно вызывают эмоции. А ещё они — про любовь. Эти два героя, может быть, до сих пор уютно посапывают в престижном районе Берлина Пренцлауэр-Берг.
Есть и совсем неожиданный стрит-арт с пометкой 18+
Гиды иногда возят экскурсии в район Кройцберг на Руди-Дучке-штрассе и возле здания со скабрезным барельефом рассказывают историю, которая достойна экранизации.
Есть в Германии два издания: известный таблоид Bild и небольшая берлинская газета TAZ. Однажды Tageszeitung опубликовала фельетон, в котором в красках описывалось, как главный редактор Bild Кай Дикман пытался в одной из клиник Майами увеличить себе… Именно!
Дикман так просто этого не оставил, и началось судебное разбирательство. Но судья отказал истцу, заметив, что Bild и сами любители публиковать скандальные истории и смешивать своих героев с грязью. Всё это происходило в 2002 году. Через 7 лет издания снова сошлись в суде уже по другому делу, и снова Bild остался ни с чем. Тогда же, в знак своей победы, TAZ поместила на фасаде офиса барельеф. Самое интересное, что редакции двух изданий находятся друг напротив друга…
Небольшая коллекция граффити — это попытка поймать то, что так легко не заметить, пропустить и никогда не увидеть. И пусть хороший стрит-арт воспитывает новых дизайнеров и художников.
Обсуждение
Похожее
Каллиграфия и леттеринг Даши Левчук
Обновление фирменного стиля Род-Айлендской школы дизайна (Rhode Island School of Design)
Подборка леттеринга Сюзанны Рогатти из Нью-Йорка