На протяжении всей своей истории, эстетика и содержание журнала были разработаны таким образом, чтобы иметь возможность отразить изменения в социально-политической, научной и культурной жизни в СССР. Прослеживается реакция непосредственно на тоталитарный режим Иосифа Сталина, затем на технологические достижения хрущевской оттепели, а затем на экономический застой брежневского периода. От космических путешествий, колонизационных миссий и фантастических космических приключений, к освещению мрачной политической обстановки и исследованию ее психологической глубины и сложности. Развитие журнала «Техника — Молодёжи» дает нам возможность раскрыть потенциал и функциональность советской научной фантастики.
1930-1950-е годы
Такие журналы как «Техника — Молодёжи» сыграли ключевую роль в развитии и расширении жанра научной фантастики из-за возможности более эффективно распространять новые идеи среди большого количества людей. В 1934 году состоялся Первый Всесоюзный съезд писателей. На нем было объявлено о том, что жанр научной фантастики — это литература для молодежи. На этом съезде было установлено, что научная фантастика должна быть ориентирована на научно-технологическое образование массового читателя в духе социалистического реализма. Этот поворот положил конец авангардным экспериментам 1910-1920-х годов, и, таким образом, началось развитие более прагматичного жанра научно-фантастического эссе без литературного сюжета.
По большей части, научно-фантастические иллюстрации этого периода отображали подробные и увлекательные изображения предпосылок развития социалистического будущего. Их главной особенностью было представление футуристических технологий, которые помогли бы СССР взять под контроль над природными богатствами и ресурсами Земли и строить колонии на других планетах. Внеземные цивилизации часто изображаются как дружественные советскому правительству, в то время как иностранные шпионы, империалисты и капиталисты изображаются как враги, несущие угрозу.
Одним из первых иллюстраторов журнала «Техника — Молодёжи» был Георгий Покровский. Он был профессором Военно-воздушной инженерной Академии им. Н. Е. Жуковского, кандидатом технических наук, ученым-физиком, а также генералом-майором инженерно-технической службы, которая специализировалась на направленных взрывах, сверхзвуковой авиации и создании вездехода-амфибии. Г. Покровский считал очень важным то, что научно-фантастические иллюстрации являются продолжением его исследований, поскольку они позволяют преодолевать некоторые ограничения технических чертежей.
Другой художник — Константин Арцеулов — был летчиком высшего пилотажа и конструктором планеров. Во время Первой Мировой войны он был военным летчиком и инструктором в летней школе, где впервые в российской авиации была осуществлена фигура высшего пилотажа «Штопор». К. Арцеулов также был искусным художником, и с детства обучался у своего деда — знаменитого художника-мариниста — Ивана Айвазовского. Между 1932 и 1937 годами, он был отправлен в ссылку по ложному доносу и стал одним из фигурантов «Великой Чистки».
После возвращения в 1937 году, он отказался от карьеры пилота, но продолжал проявлять интерес к авиации и технике через художественные и научно-фантастические иллюстрации для журнала «Техника — Молодёжи», а также других журналов и книг. Среди его самых известных работ — иллюстрации к диафильму «Полет на Луну» (1955). Эти рисунки были основаны на его предыдущих работах для журнала «Знание — сила», выпуска №11 в 1954 году, один из которых, под названием «Из будущего», был посвящен воображаемому полету советской ракеты на Луну. По мнению экспертов журнала, эта лунная миссия должна была случиться в 1974 году.
Профессиональный инженер и художник Николай Колчицкий работал в Центральном Институте авиационного моторостроения. Его иллюстрации часто называют связующим звеном между современной наукой и фэнтези, а многие его идеи были непосредственно заимствованы из научной литературы. Колчицкий также был отмечен за свое мастерство в создании космических и инопланетных пейзажей. Работая в различных техниках живописи, он умел сочетать острые детали с мягкими градиентами и выразительными штрихами при изображении всего разнообразия пейзажей и атмосферы вымышленных планет. В дополнение ко вкладу в развитие журнала «Техника — Молодёжи», в 1950-1960-х годах он иллюстрирует некоторые известные научно-популярные и научно-художественные книги об освоении космоса.
1950-1960-е годы
Следующим периодом стал расцвет советской фантастики, что было обусловлено в значительной степени растущим успехом советской космической программы в 1950-1960-е годы. Он также был связан с ослаблением цензуры и укреплением международных отношений. Главными идеями, определявшими советскую фантастику в этот период стали идеи полета человека в космос.
Художник Андрей Соколов был независимым автором в журнале «Техника — Молодёжи». Он стремился реалистично изображать космос и черпал вдохновение в первых фотографиях, сделанных в этот период, а также в личном общении с космонавтами. С 1965 года он часто сотрудничал с художником и космонавтом Алексеем Леоновым — первым космонавтом, побывавшем в открытом космосе. Однако, часто их коллективные описания советских космических кораблей были преднамеренно неточными, так как советская космическая программа была строго засекречена.
Для иллюстрированной книги 1967 года, под названием «Ждите нас, звезды!», Соколов и Леонов создали научно-фантастическую визуализацию космического лифта, который был основан на идеях Циолковского (1895 года) и технических расчетах Юрия Арцутанова (1960 год). Британский писатель Артур Кларк позже признал, что черпал вдохновение из этой иллюстрации для написания романа «Фонтаны Рая». Действительно, в первом издании этого романа на обложку помещена иллюстрация Соколова и Леонова.
Важно, что развитие жанра научно-фантастической иллюстрации позволило художникам преодолеть ограничения социального реализма. Например, в серии открыток Соколов и Леонов разработали покадровую структуру повествования, которые начинались реальными событиями, а завершались чистой фантазией. Следующим их нововведением была идея разделения картинки на две части, в одной из которых изображаются реальные космические корабли в полном цвете, а в другой показывается черно-белое изображение далекого будущего.
Дизайнер и художник-график Александр Побединский был и иллюстратором, и членом редакционной коллегии журнала «Техника — Молодёжи». Его влияние на визуальный облик журнала был весьма значимым. Побединский был широко известен не только своими рекламными плакатами, которые имитировали соцреализм, но и сложными психологическими особенностями его книжных персонажей. Среди его самых популярных произведений — иллюстрации к социально-философскому роману Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», опубликованному в журнале «Техника — Молодёжи» в 1957 году.
Сам Иван Ефремов был одним из первых советских писателей, который сумел создать очень подробный и сложный мир в далеком будущем. В «Туманности Андромеды», и нескольких своих последующих романах, он описывал так называемое «Великое Кольцо» — космическое сообщество цивилизаций, которые достигли высокого уровня технологического, физического и нравственного развития. Иллюстрации Побединского помогли читателям визуализировать это идеализированное общество будущего, а также сценарии поведения и облика граждан. Ефремов представил этот футуристический сценарий как полемику, направленную против романа американского писателя Эдмонда Гамильтона «Звездные короли» (1949 года). Ефремов культивирует сильную убежденность в том, что высокотехнологическое будущее приведет к периоду социальной справедливости и гуманизма, без войн и борьбы за власть.
1960-1980-е годы
С середины 60-х годов, тема завоевания космоса и разных планет стала восприниматься как тривиальность. Будучи некогда фантастическим сном, местом новых возможностей, космос, вместо этого, стал фоном для приключений героев, которые должны были решать различные психологические, этические, социальные и философские проблемы. Как в научно-фантастических романах, так и в иллюстрациях художников, психологический реализм и глубина персонажей стали более важными аспектами, нежели техническая точность и научная достоверность. Это выражается в утверждении Артура Кларка, что из всех иллюстраций для романа «Фонтаны Рая» он предпочел работы художника журнала «Техника — Молодёжи» Роберта Авотина, из-за его особенности более точно визуализировать главных героев.
В конце 60-х и 80-х годов был отмечен сдвиг в сторону психоделического графического стиля и более сложного повествования, которое широко затронуло советскую визуальную культуру. Дизайн журнала «Техника — Молодёжи» также изменился под влиянием концептуальных произведений Роберта Авотина, который постоянно экспериментировал с различными графическими стилями.
В этот период журнал «Техника — Молодёжи» последовательно организовал несколько научно-фантастических художественных конкурсов и выставок. Они обеспечивали пространство для обширных экспериментов, и помогли читателям познакомиться с работами талантливых советских художников нонконформистов, таких как Николай Недбайло и многие другие самодеятельные художники. Например, Геннадий Голобков — победитель нескольких конкурсов — был известен своими яркими и насыщенными иллюстрациями далекого будущего. Однако, лишь немногие люди знали, что художник был парализован с 16-летнего возраста и умер молодым, в 26 лет, с карандашом в руке.
В этот период в значительной мере возросло уникальное и стилистическое многообразие советской научной фантастики. Это отразило изменения в общем культурном настроении и социальном воображении, которое переместилось с романтизированных образов будущего в пост-апокалиптический и мрачный мир. Эти изменения возникли в период экономического застоя и ужесточения цензуры брежневской эпохи. Научно-фантастическая литература отражала критический и ироничный взгляд на общество, что впоследствии стало неотъемлемой частью советской подпольной субкультуры.
Вопросы, поднимаемые журналом «Техника — Молодёжи» в 1968 году начали провоцировать рост цензуры в этот период. Некоторые поднимаются в романе «Час быка» Ивана Ефремова. История, которая изображает тоталитарный режим на планете «Торманс», была официально запрещена в СССР. В результате этого запрета, подобные темы стали подниматься редко. Стоит также предположить, что иллюстрации Александра Побединского к этому роману, также были подвергнуты цензуре; один из четырех диктаторов, размещенных на рисунке к роману Ефремова, напоминал бывшего Генерального секретаря Никиту Хрущева. Тем не менее, многие из запрещенных книг и журнальных публикаций, особенно романы братьев Стругацких, продолжали тайно распространяться среди многих полу-официальных клубов любителей фантастики.
Конец золотой эры журнала «Техника — Молодёжи», как ведущего издания советской научно-фантастической субкультуры, может быть отмечено увольнением в 1984 году Валерия Захарченко — главного редактора журнала. Увольнение было связано с публикацией первых страниц романа Артура Кларка «2010: Одиссея 2» (1982 года), в которой несколько персонажей были названы в честь советских диссидентов.
Обсуждение
Похожее
Книжные обложки Эйко Ойалы из Таллина, знаменитого своими бумажными иллюстрациями
Акварельные рисунки Матеуша Урбановича из Токио
Афиши Systems