История наборного шрифта началась в 1450-е годы, когда Иоганн Генсфляйш по прозвищу Гутенберг объединил технологии печати, ювелирного дела и металлургии и изобрёл относительно простой (по тем временам) способ изготавливать литеры и печатать книги и другие издания.
История эта продолжается и сегодня, только с другими технологиями и в другой парадигме.
Оглядываясь назад, мы можем разделить всю историю шрифта на три основных периода. В течение этих периодов появлялись разные типы шрифтов и менялось отношение к их облику.
Первый и самый долгий период в шрифтовой истории продолжался с середины XV до начала XIX века. Основным и чуть ли не единственным стилем шрифтов всё это время оставалась антиква. Но первые наборные шрифты в Западной Европе были готическими, а в России — от первопечатника Ивана Фёдорова до реформы Петра I — полууставными.
Готические шрифты (Blackletter)
Время появления: середина XV века
В двух словах: Готические шрифты — это шрифты на основе готических почерков, которыми писали книги в средневековой Европе. Самый первый европейский наборный шрифт, сделанный Иоганном Гутенбергом, был готическим — на основе почерка, который называется текстура.
История и теория: История и теория: Готические шрифты — собирательное название наборных шрифтов, по рисунку имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: Текстура, Ротунда, Бастарда, Швабахер, Фрактура, Канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные.
Примеры цифровых шрифтов
Где сегодня могут пригодиться готические шрифты?
Если не говорить об очевидных случаях вроде пивной этикетки, сказок или игры про страдающее Средневековье, то готические шрифты были популярны ещё и в Англии в XIX веке. Например, на титуле рукописи Льюиса Кэрролла про Алису был именно готический шрифт.
А ещё сейчас одним из шрифтовых трендов являются современные переосмысления исторических шрифтов, и в частности — готических.
Полуустав (Half-Ustav)
Время появления: середина XVI века
В двух словах:Наборный полуустав — шрифт на основе рукописного полуустава, основного книжного почерка Древней Руси. Этот почерк появился в XIV веке и использовался для светских книг до начала XVIII века, а для церковных используется до сих пор.
История и теория: Полуустав — форма кириллического книжного письма, пришедшая на смену уставу и известная с XIV в. В полууставе применяются прописные и строчные буквы, много лигатур и надстрочных знаков. Основные штрихи строчных букв слегка изогнутые, без засечек, длинные выносные элементы. На основе полуустава московскими первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был разработан наборный шрифт, которым была набрана в 1564 г. первая московская датированная книга «Деяния апостолов». После шрифтовой реформы Петра I в начале XVIII века наборный полуустав сохранился в литургических книгах (а ещё в светских, но старообрядческих), а гравированный — например, в лубке. В ХIХ–ХХ вв. на основе полуустава были разработаны новые наборные кириллические шрифты.
Где может пригодиться наборный шрифт по мотивам допетровских почерков, кроме церковной тематики?
В исторических изданиях, в сувенирах, в чём-нибудь по мотивам лубка, а ещё почему-то такие шрифты популярны на упаковках выпечки и молочных продуктов. Ещё тема псевдорусского и неорусского (в том числе шрифта) была популярна с 1880-х по 1910-е годы.
А ещё, если вам нужно набрать что-то на старославянском языке в современной книге, советуем воспользоваться регулярным начертанием шрифта Newton: там огромный знаковый состав, в том числе и эти знаки:
В следующей части мы расскажем о классификации текстовых шрифтов.
Обсуждение
Похожее
Буклеты и плакаты швейцарца Курта Вирта для Swissair
Джеймс Фостер протестировал иконку «плюса» и «шеврона» (указывающий вниз уголок), чтобы понять, что работает лучше, когда надо скрыть содержимое и позволить пользователю его раскрыть.
Классификация и примеры «тёмных паттернов» в интерфейсах