С титров начался моушен-дизайн.
Подрагивание камеры, клавишная тревожная музыка и шорох как от иглы проигрывателя на заднем плане. Узнаете? Так начинались детективы семидесятых, с которыми мы все познакомились в свободные девяностые.
Почему пригодится
Дизайн делится на веб, технический, моушен только условно. Любой хороший дизайн — вдохновляет, рождает свежие мысли и дает возможность научиться новому. Поэтому если даже вы не занимаетесь моушеном — будет полезно.
Композиция во всём
Титры не появляются на экране хаотически. Здесь работают те же законы композиции, что и в любом дизайне.
Например, посмотрите это интро к «Карточному домику».
[vimeo 99061723 w=600 h=300]
В техническом плане ничего сложного: таймлапсы и незатейливо появляющийся текст. Но мысленно поделите экран на квадранты и обратите внимание, что текст всегда появляется в самом темном из них (так текст выглядит контрастнее):
Второй композиционный прием: объекты на переднем плане обрамляют определенную зону кадра, привлекая к ней внимание. Там и помещается текст:
Можете даже поиграть в игру «угадай, в каком квадранте появится текст». Практически безотказно работает.
Взаимодействуй с окружением
Прием существенно разнообразит появление текста. Дизайнер использует другие объекты (в нашем случае движущиеся объекты в кадре), получается эффект неожиданности.
Как в этом вступительном ролике к «Подпольной империи».
[vimeo 21220376 w=600 h=338]
Всё не случайно
Как и в любом дизайне, с титрами ничего не бывает просто так. Конечно, если они сделаны профессионально.
В двух предыдущих роликах видеоряд отсылается к сюжету. Но отсылкой может служить и сам текст.
Например, вспомните вступительные титры к «Зодиаку». Фамилии актеров и съемочной группы на долю секунды превращаются в те самые символы.
Как мы помним, в фильме речь пойдет о неуловимом убийце, который оставляет шифры из таких знаков. Таким образом, титры гармонично вплетаются в общую концепцию фильма.
Создатели аркады Octodad пошли еще дальше. Игры — интерактивное развлечение, так почему бы не сделать вступительные титры частью игры?
[vimeo 101234103 w=600 h=338]
По сюжету вы — осьминог, который удачно прикидывается человеком. Так удачно, что у него уже есть взрослая дочь, которую он выдает замуж. Однако у папаши есть один недостаток — у него все валится из рук (блин, потому что он осьминог!). И если в игре задача игрока — постричь газон на лужайке и не спалиться, что ты родня Ктулху, то во вступительных титрах можно отрываться по-полной, расшвыривая буквы тентаклями.
Отличный пример, когда «всё не случайно», как нам кажется.
Медленно и со вкусом
Что делает обычные сериальные титры шедевром? Правильно подобранная музыка, ритм, визуальный ряд, типографика, моушен — список бесконечный. Визуальный стиль, в котором сейчас пытается делать коллажики каждый дизайнер, был доведен до совершенства в «Настоящем детективе».
Давайте посмотрим обе части, раз такое дело.
[vimeo 84017154 w=600 h=338]
[vimeo 131682444 w=600 h=338]
В конце подкинем ссылку на историю создания ролика.
Из той же серии один из лучших сегодняшних роликов. Говорят, сериал тоже хороший.
Обратите внимание, что движение в кадре всегда идет в направлении появляющихся титров. Это помогает управлять вниманием зрителя. Смотрим, «Сорвиголова»:
[vimeo 124627023 w=600 h=338]
Ручная работа
Техники «ручной» анимации — это то, что всегда в моде. Особенно востребованно в комедийном жанре: стоп-моушен — это мило и забавно.
В «Сообществе» титры появляются оригинальным способом: имена актеров написаны на бумажке, которую студенты сворачивают от нечего делать, фамилия автора сериала вырезана ножом на парте. Ностальгический клондайк, стопроцентное попадание в «студенческую» тему.
[vimeo 7817212 w=600 h=338]
Черное и белое
Тем, кто дизайнит сайты, редко приходится делать картинку, которая бы отталкивала и вызывала дрожь зубовную. Киношникам в этом плане повезло больше.
Смотрите шикарный пример титров. Что видите: чернила и белую ткань балетной пачки или кровь и бинты? Все смешалось в ролике, как и в голове главной героини (ой, спойлер, спойлер).
«Черный лебедь»:
[vimeo 40731555 w=600 h=300]
Давайте еще черно-белую загадку. Что перед вами: карта автомагистралей, кровеносная система, ветви деревьев? Распространение заразы удалось показать более, чем хорошо.
«Одни из нас» (Last of us)
[vimeo 70893891 w=600 h=266]
Минимализм дает простор для фантазии. Не только в кинозаставках.
Детали типографики
Кроме того, что у ремейка «Девушки с татуировкой дракона» отличный видеоряд (смотри предыдущий пункт «черное и белое» и анализируй), в титрах есть едва заметная, но очень атмосферная деталь — выносные элементы букв. Текст постепенно становится «колючим», у зрителя создается соответствующее картине тревожное ощущение.
[vimeo 34920624 w=600 h=338]
Хулиганы на экране
Еще один прием, который считается классикой — стоп-кадры с титрами. Да, вы правильно вспомнили Гая Ричи.
В «Большом куше» таким образом зрителя знакомят с персонажами:
[vimeo 49850829 w=600 h=338]
А в третьем «Железном человеке» просто останавливают сверх-динамичную картинку, чтобы у зрителя был шанс прочитать текст.
[vimeo 79545329 w=600 h=251]
Тексты переворачиваются, затейливо появляются — такой монтаж был свойственен фильмам прошлого, когда художники по спецэффектам вовсю играли в технологии.
Садитесь в ретромобиль:
[vimeo 31992143 w=600 h=338]
Бонус
Видели когда-нибудь, чтобы у конференции для дизайнеров был собственный трейлер с такой шикарной работой с титрами? За моушен одного только слова Evolution нужно уже дать авард.
[vimeo 124545160 w=600 h=338]
Если кто-то собирается в Канаду, то FITC 2015 .
Ссылки, как обещали
Пользуйтесь, лайкайте нас и вспоминайте с легкой грустью эту шикарную статью:
- Коллекция скриншотов из фильмов разных годов: от начала XX века до наших дней.
- Невероятно крутой проект, где титры анализируют, общаются с создателями и выкладывают тонны бэкстейджей.
- Менее круто, но тоже подборки титров.
- Неизвестный нам паренек, который собрал в своем альбоме ВК кучу ностальгических скриншотов с титрами.
Обсуждение
Похожее
Плакаты Лены Бялой из США
Промосайт NFT-коллекции KPR Verse
Великолепные монохромные карты фэнтезийных стран авторства Светы Дорошевой из Израиля