Мы условились встретиться в кафе Ельцин Центра в Екатеринбурге. За окном лето, жара и большое количество людей. Вокруг витает ощущение праздника: город ещё помнит Чемпионат мира по футболу с его шумными болельщиками из разных стран. Мария приходит первой и заказывает себе чай, а чуть позже присоединяется Михаил. Мы все немного волнуемся, я проверяю качество звука на диктофоне и начинаю запись.
Расскажите о себе. С чего всё началось?
Маша: Начнём с того, что Миша по образованию графический дизайнер. Он окончил УрГАХУ (Уральский государственный архитектурно-художественный университет).
Миша: Вообще, первые четыре года я учился на факультете промышленного дизайна, но со временем понял, что это не совсем моё, и перевелся на факультет графического дизайна. В 2007 закончил Академию, и вот уже 11 лет работаю по профессии.
Маша: Я закончила журфак УрФУ (Уральский федеральный университет). Некоторое время работала журналистом, писала о рынке недвижимости, а потом стала PR-менеджером: в один момент работать пиарщиком мне показалось куда интереснее. Волею судьбы в 2013 году мы с Мишей оказались в одном рекламном агентстве. Там и познакомились. Когда Миша пришел на позицию арт-директора, я там уже как полгода работала PR-менеджером. Начали общаться, и наш паззл постепенно стал складываться.
Приблизительно в то же время в Екатеринбурге начала формироваться, если можно так —выразиться, креативная тусовка. Рекламный рынок был разогрет, за ним было интересно наблюдать. Примерно тогда же в Екатеринбурге стали проводиться мероприятия по дизайну: открытые лектории, воркшопы, где каждый мог поделиться опытом, рассказать и показать, что он умеет. Как сейчас помню одну из первых тусовок дизайнеров на Behance Portfolio Review. На одной из них Миша презентовал свой первый шрифт Marta и вообще впервые рассказывал о типографике, которая в то время для него была не более, чем увлечением.
Надо сказать, что тогда мир дизайна был мне незнаком. Я видела, что существует много всего визуально красивого, но даже представить себе не могла, как всё это создается. В какой-то момент мы стали много общаться на темы, связанные с дизайном. Я смотрела на всё с широко распахнутыми глазами и не могла поверить, что так бывает, что это придумывают и создают реальные люди.
Наше общение постепенно вышло за рамки работы, и мы стали много времени проводить вместе. Миша начал приглашать меня на разные мероприятия. А я, будучи абсолютным визуалом, этим прониклась: будто взяли маленькую рыбку, выпустили в открытое море и сказали «плыви». И так, постепенно, случилась не только любовь в плане дизайна, а любовь вообще. Мы стали встречаться, параллельно работали. Я к тому времени вела нескольких своих клиентов по пиару, Миша — по дизайну, а в свободное время он занимался шрифтами.
До знакомства с Мишей я и правда не знала, что есть люди, которые создают шрифты, вручную отрисовывают каждый символ. Для меня при слове «шрифт» в голове всегда всплывал стандартный набор «Ворда»: Arial, Times New Roman, Calibri — и я не думала, что бывает как-то по-другому. А оказывается, в мире существует бесчисленное множество шрифтов и всевозможных начертаний. Тогда у меня голова пошла немного кругом, в хорошем смысле.
И вот сегодня я живу с человеком, который эти шрифты создает. Вообще, надо сказать, создание шрифтов — это очень кропотливая, скрупулёзная, ювелирная, требующая колоссальной усидчивости, работа. Это касается, наверное, любых творческих профессий.
Миша: Ага, Маша часто задавала мне в то время вопрос: «Как ты всё это делаешь?»
И как вы пришли к своей студии? В какой момент решили открывать своё дело?
Миша: Мы долгое время работали проектно и не были никак оформлены. Скорее, каждый был сам за себя. В конечном итоге у нас было два варианта: либо каждый работает самостоятельно и развивается как профессиональная личность, либо мы объединяем свои знания, умения, навыки и облачаем это в некую цельную форму. Мы выбрали второй вариант. Очертили для себя некий пул направлений, по которым уже был опыт, а также те компетенции, которые могли бы развивать. Так, например, мы чётко для себя решили, что рекламой заниматься не будем. Просто потому что нам это неинтересно.
Маша: У нас было огромное желание сделать что-то своё, но при этом мы оба понимали, что у нас нет опыта в продажах или в продвижении. Пришлось многому учиться с нуля. Тогда пугали мысли о том, где стабильно брать заказы и как не уйти в минус. Ведь запуститься не так сложно, а вот развивать своё дело каждый день и не перегореть, когда практически всё идёт не так, нужна огромная мотивация и вера в собственные силы.
Миша: Невозможно прочитать какую-то книгу, пообщаться с парой предпринимателей, которые тебе расскажут, что нужно делать. Ни в одной книге нет совета о том, как надо сделать, чтобы всё точно заработало. Поэтому, хочешь не хочешь, а приходится совершать ошибки и на них учиться. Только так.
В своё время, году так в 2005, был период больших агентств. Им доверяли: в штате по 50 человек, в портфолио крупные проекты для известных брендов. А потом помню момент, когда стало появляться много узкоспециализированных студий. Кто-то Британку закончил, кто-то сам решил, что пора открывать что-то своё.
Когда вы впервые поняли, что то, что вы делаете, становится востребованным?
Миша: Большой мотивацией с первых дней существования нас как студии были публикации наших работ на профессиональных площадках, в печатных изданиях и лимитированных сборниках. Ни с чем несравнимое чувство, когда тебе присылают журнал из Берлина или Гонконга, а в нём наряду с работами именитых дизайн-студий опубликован твой проект, а рядом стоит подпись BrightHead Studio.
Также мы встречаем большое количество проектов разной направленности с нашими шрифтами: от дизайнерских блокнотов до упаковки продуктов. Однажды я совершенно случайно заметил, что на Первом канале засветился наш BRAVO. Потом его же встретил в рекламе МТС с Дмитрием Нагиевым.
Маша: Надо сказать, что мы ещё достаточно часто встречаем наши шрифты на обложках книг. Бывает, прогуливаешься по книжному, и случайно взглядом цепляешься за что-то знакомое. Не так давно в «Пиотровском» (книжный в Ельцин Центре — прим. ред.) мы искали один сборник и рядом на полке обнаружили книгу, название которой было набрано одним из шрифтов Миши. Недавно, когда ездили в отпуск, увидели в аэропорту «Кольцово» в зале ожидания кафе, название которого также было написано нашим шрифтом. Приятно видеть, что твои идеи и проекты материализуются в окружающем мире.
Сейчас мы сосредоточены на визуальной идентификации и шрифтовом дизайне. С недавних пор решили, что будем развивать направление связей с общественностью, хотя долгое время пиар отходил на второй план, и мы не планировали им заниматься вообще.
Хорошо, это всё истории про шрифты в открытом доступе, но как обстоят дела с бизнесом? Есть ли сегодня спрос на качественный дизайн у компаний в Екатеринбурге?
Миша: Массово мы пока не видим, что это вот прям надо и что дизайну отводится какое-то особое внимание. Но сдвиги определённо есть. В прошлом году «Восход» разработал фирменный стиль екатеринбургскому Оперному театру. Мы тоже предлагали им обновиться, но двумя годами ранее. Тогда они не были к этому готовы и мы не стали тратить на них время. И, как оказалось, зря. Но всё это пока единичные случаи.
Как давно, получается, существует ваша студия?
Маша: Как юридическое лицо мы существуем с февраля 2016 года, а до этого времени мы никак не были оформлены.
Миша: Да, некоторое время работали без названия. Потом решили, что нам нужно как-то себя называть. Придумали что будем Practica. Сделали презентацию, я нарисовал логотип. Помню, что взяли даже заказ под этим названием.
Однажды мы случайно нашли в интернете компанию из Москвы с таким же названием: они оказывали услуги в областях маркетинга и брендинга. У них был простой заброшенный сайт, но через полгода ребята, конечно же, обновились, а мы поняли, что с названием Practica пролетели.
Маша: Нам пришлось придумывать что-то новое. Вообще, подобрать новое название для себя — это большая ответственность и особая сложность, потому что заказчик — ты сам. Мне всегда нравилось словосочетание «светлая голова», и мы решили попробовать перевести его на английский язык. Нам понравилось. В итоге мы взяли название BrightHead в работу и с 2016 года стали везде им подписываться.
Вы единственная студия на Урале, которая разрабатывает шрифты? Просто раньше я не слышала об уральских шрифтовиках.
Маша: Да, это так, хотя Миша опасается говорить, что мы единственные. Вдруг кто-то есть ещё, просто мы не знаем.
Миша: Я думаю, что если бы они были, то о них было бы известно.
Может, они просто не умеют пиариться?
Миша: Отчасти это так. Разработка шрифтов — это специализация, требующая просто железной выдержки, усидчивости, перфекционизма, что есть далеко не у каждого. Это своего рода медитация, где нужно вручную прорабатывать каждую букву, каждый элемент, чтобы всё было идеально. Быть шрифтовиком — это всё-таки не про творчество. Это большой труд.
У вас в портфолио есть проект Palkki, но в итоге бренд не использовал ваше решение. Palkki — это бюро, которое строит дома, верно?
Миша: Да, это бюро, которое занимается строительством премиальных деревянных домов по финской технологии.
Маша: В 2014 году, когда случился финансовый кризис, дела у ребят пошли не очень хорошо, и они решили уйти в эконом-сегмент. Для этого им понадобилась новая айдентика и новое позиционирование. Мы помогли им с этим. Но фирменный стиль, к сожалению, так и не был до конца реализован по внутренним причинам компании.
Расскажите о проекте для ресторана в Дубае (ОАЭ).
Миша: Да, был проект для ресторана Азиатской кухни TOKO Downtown. TOKO известен как один из лучших японских ресторанов в Сиднее. В начале 2014 года открылся второй ресторан в Дубае. Он находится на первом этаже роскошного отеля Vida Downtown — в нескольких минутах ходьбы от самого высокого здания Бурдж-Халифа.
Маша: Нам написала девушка из США, которая занималась дизайном интерьеров. Ей понравилось наше портфолио, и она предложила нам обновить айдентику для TOKO. Кстати, ресторан популярен не только на словах — там часто бывает, например, Ким Кардашьян.
Миша: Мы провели исследования японской культуры, живописи и современного искусства в поисках золотой середины и обратили внимание на очень интересную технику мраморирования бумаги под названием суминагаши, что означает «плавающие чернильца». С её помощью мы получили уникальные по своей текстуре узоры. Они и легли в основу всей визуальной идентификации ресторана. Современная субкультура Японии выделяется яркими цветами, сумасшедшими нарядами и является полной противоположностью сложившимся устоям и традициям. Объединив эти два направления японской культуры, традиционную технику живописи и современные особенности, нам удалось создать яркий и насыщенный визуальный ряд. Наверное, большим признанием для нас является то, что проект для TOKO был опубликован в лимитированном коллекционном издании NOVUM (Берлин, Германия), который целиком посвящён использованию золота в айдентике.
Позже вы разработали айдентику для VIP-терминала аэропорта Кольцово. Скажите об этом проекте несколько слов. Как в целом строилась работа?
Миша: Начнём с того, что VIP-терминал аэропорта Кольцово — это не наш прямой клиент. К нам обратилось екатеринбургское агентство с запросом на разработку фирменного стиля для этого заказчика. Мы предложили три концепции. В итоге клиент остановился на той, что с синим и розовым цветом. Мы удивились тому, что достаточно консервативное руководство терминала выбрало такое нестандартное, на наш взгляд, сочетание цветов. В разработке фирменного стиля требовалось подчеркнуть высокий статус терминала, его посетителей и постоянных клиентов. Важным условием было отказаться от использования в корпоративной айдентике тривиальных образов, связанных с аэропортами.
Само по себе здание, в котором располагается VIP-терминал, историческое и является знаковой точкой города. Это не бизнес-класс, а отдельный терминал деловой авиации, куда прилетают пассажиры на личных самолётах. Мы решили взять за основу архитектурный облик самого здания со всеми его элементами. Оно выполнено в дружелюбной линейной графике с округлыми окончаниями. Все элементы фирменного стиля сдержанные и демократичные. В цветовой палитре мы использовали сложный синий цвет, который напоминает о небе и авиации. Вторым важным цветом является пыльный оттенок розового: он успокаивает и располагает к общению и приятному времяпрепровождению.
Маша: Надо сказать, что после того, как концепция была выбрана, наш заказчик, екатеринбургское агентство, передало нам все контакты с клиентом, и уже вся дальнейшая коммуникация строилась напрямую с ним. Работа над проектом длилась около года. Много времени ушло на реализацию фирменного стиля: поиск типографий для печати основных носителей, выбор подходящей бумаги и тканей. Например, при печати шёлковых платков оказалось, что в выбранный пыльно-розовый цвет достаточно сложно попасть по пантону с первого раза. Нам пришлось делать множество цветопроб, прежде чем смогли передать нужный цвет.
У вас же тут был чемпионат по футболу. Скажешь что-нибудь про шрифт для этого события?
Миша: Честно? Он страшненький. Много недоработок.
Был материал на эту тему, возможно, ты его читал. Как думаешь, можно было шрифт как-то исправить?
Миша: Помню эту статью. Я не думаю, что можно было что-то значительно улучшить. Если бы работа с самого начала делалась качественно, то и результат был бы соответствующий. В материале писали, что заказчик пришёл к исполнителю с уже готовыми решениями, которые нельзя было видоизменять. Это было одним из условий. Их якобы консультировала девушка-эксперт, имя и фамилию которой они не назвали. Чуть позже этот шрифт немного доработали, то есть, до этого его эскизы выглядели ещё хуже.
Ну и подходя к финалу. Вопрос к Маше. Лучшая книга для студии?
Маша: Из книг посоветую не так давно переведенную на русский язык «Блог на миллион долларов» Наташи Кортни-Смит. Мне эта книга очень помогла навести порядок в мыслях. Я считаю, что её просто обязаны прочитать те, кто развивает свой бизнес, выращивает личный бренд или хочет стать блогером.
Миш, что посоветуешь почитать шрифтовику?
Миша: Любые книги, где есть буквы.
Он недоумённо пожимает плечами, будто я застала врасплох его таким простым вопросом. На самом же деле он даёт самый честный ответ. Работаешь со шрифтами — смотри на шрифты. Уже спустя пару секунд Миша добавляет.
Миша: Могу порекомендовать Роберта Брингхёрста «Основы стиля в типографике», Александра Королькова «Живая типографика» и ещё очень полезная «Книга про буквы от „А до Я”» Юрия Гордона.
Обсуждение
Похожее
Насколько хорош ваш логотип? Тест Пола Рэнда
Какие уроки можно извлечь из провального редизайна упаковки соков Tropicana?
Как связаны брендинг и репутация, и как влиять на прибыль с помощью дизайна