Каждый из этих шрифтов обладает богатой историей, и, бесспорно, значительно повлиял на развитие мировой графической культуры. Многие из них использовали в исторически значимых документах или изданиях. Например, Caslon в Конституции США или Gill Sans — в названиях вывесок лондонского метрополитена. Все они признаны во всём мире и популярны в различных областях дизайна, от печати до веба.
В статье мы рассмотрим 10 великих шрифтов.
Garamond (Гарамон)
Шрифт Garamond создал типограф Клод Гарамон, который жил в 16 веке. В истории Гарамон считается первым пуансонистом*, который начал производство шрифтов для продажи. Его шрифты использовали различные типографии Европы.
*Пуансонист – человек, гравирующий пуансоны. Пуансон — стальной брусок прямоугольного сечения с выпуклым изображением буквы или знака, с помощью которого изготавливается матрица для отливки литеры. Источник
Гарамон одним из первых применил курсивное начертание как дополнение к прямому. Таким образом он положил начало разработке гарнитуры в её современном понимании.
Шрифт Garamond относится к группе шрифтов французской антиквы старого стиля. Её характеристики: гуманистический наклон осей, умеренный контраст и острые засечки, скруглённые в местах примыкания к основным штрихам.
Автором разнообразных версий Garamond не всегда был Клод Гарамон. Современные исследователи выяснили, что некоторые современные шрифты «имени Гарамона» на самом деле делали по образцам работ Жана Жаннона. Французский пуансонист начала 17 века Жаннон был страстным поклонником Гарамона и копировал гарамоновские шрифты.
Первые современные версии шрифтов Garamond появились ещё в начале 20 века. Их список пополняется и по сей день. Наиболее популярная кириллическая версия Garamond — ITC Garamond. А Original Garamond от Paratype — кириллическая версия одного из самых исторически точных Garamond.
Caslon (Кэзлон)
Английский словолитчик Уильям Кэзлон разработал Caslon в 18 веке. Без этого шрифта невозможно представить типографику англоязычных стран.
Caslon относится к английской антикве старого стиля. Это собирательное название антиквенных шрифтов первой половины 18 века, созданных в Англии на основе голландской антиквы. Caslon считают «теплым и дружелюбным». Он обладает мощной конструкцией и крепкой формой.
Одна из важных характеристик Caslon — его классическая пропорциональность, умеренный контраст и чёткие засечки, что придает тексту благородство и хорошую читаемость.
Сегодня Caslon продолжает привлекать дизайнеров своим вневременным стилем. Его вариации выбирают для различных проектов: от оформления текстов в книгах и журналах до применения в логотипах и веб-дизайне. Caslon даже использовали для печати таких значимых документов, как Конституция США.
Кроме того, есть и кириллические версии Caslon. Например, Caslon 540 — одна из популярных кириллических версий Caslon, которая сохраняет его характерные черты и стилистическую выразительность.
Baskerville (Баскервиль)
Английский предприниматель и типограф Джон Баскервилль разработал классическую антикву Baskerville в 1757 году. Увеличенный контраст штрихов и вертикальное напряжение в этом шрифте сделали пропорции текста практически совершенными, что позволило улучшить читаемость и придать текстам утончённость. Шрифты Баскервиля были и до сих пор остаются превосходными шрифтами для книг и журналов.
Baskerville относится к группе переходных антикв, которые выглядят как типичная антиква — контрастные, с острыми, тонкими засечками и вертикальными осями овалов. По сравнению со шрифтами старого стиля формы букв Baskerville выглядели более гладкими и утончёнными.
Baskerville по-прежнему известен в книжном дизайне. Зачастую его используют в оформлении изданий классической литературы.
Didot (Дидо)
Знаковая антиква Didot уже более двух столетий ассоциируется с роскошью и высокой модой. Этот шрифт разработал в конце 1700-х годов французский словолитчик Фирмен Дидо.
Шрифт Didot — антиква нового стиля, или классицистическая антиква. Его изысканный стиль характеризуется тонкими, изящными засечками, высоким контрастом штрихов и строго вертикальными осями овалов, близкими по форме к окружности капли.
Didot использовали самые престижные европейские издания. А в начале 1900-х годов, когда такие французские дома моды, как Chanel, начали применять Didot в логотипах и рекламе, он утвердился в качестве основного шрифта высокой моды. Сочетание неоклассического изящества и современной простоты шрифта идеально соответствовало элегантной эстетике фэшн-сегмента.
Сегодня наследие Дидо можно увидеть на обложках таких глянцевых журналов, как Vogue и Harper’s Bazaar. А известные модельеры продолжают использовать Didot для оформления всех видов продукции — от графики для показов до упаковки для розничной торговли.
Bodoni (Бодони)
В конце 19 века итальянский типограф Джамбаттиста Бодони разработал антикву Bodoni. Он создал свой революционный шрифт в переломный момент, когда печать переходила от ручных процессов к машинным.
Новые шрифты Бодони гравировал по металлу, а не создавал на бумаге. Благодаря своему непревзойдённому мастерству гравера он резал шрифты мельчайших кеглей с разницей полпункта, учитывая изменения контраста и пропорций в зависимости от размера литер.
Bodoni относится к группе антикв нового стиля, или классицистических антикв. Основные характеристики, которые определяют этот шрифт — тонкие засечки, которые контрастируют с толстыми вертикалями, и общая геометрическая конструкция.
Часто этот элегантный шрифт украшал обложки модных журналов и книг, появлялся в айдентике и рекламных кампаниях известных брендов, которые стремились вызвать у своих клиентов ощущение роскоши и утонченности.
Futura (Футура)
Futura — один из самых влиятельных шрифтов в истории дизайна. Это гротеск cоздал немецкий шрифтовик Пауль Реннер в 1927 году. Futura воплотил в себе эстетику художественной школы Баухаус и модернистского направления дизайна начала 20 века.
Futura относится к группе геометрических гротесков. Простые геометрические формы её букв без лишних декоративных элементов стали примером того, что в Баухаусе особое внимание уделяли функциональности и чёткости. Чистые линии и почти идеальные круги, треугольники и квадраты сделали Futura поистине революционным для того времени.
Шрифт широко использовали в рекламе, корпоративном брендинге и публикациях. Он стал синонимом современности и движения вперёд. На протяжении десятилетий этот шрифт выбирали такие бренды, как Volkswagen, IKEA, Supreme и NASA.
Сегодня Futura остаётся одним из самых распространённых шрифтов в печати, цифровых СМИ, кино и телевидении. Он послужил источником вдохновения для создания таких шрифтов, как Helvetica, Arial и Century Gothic.
Gill Sans (Гилл Санс)
В 1927 году по заказу корпорации Monotype Эрик Гилл разработал национальный английский гротеск Gill Sans. Этот шрифт отличается сочетанием геометрических и гуманистических буквенных форм и стал универсальным с момента своего появления.
Он не так упорядочен, как вездесущая Helvetica, и не идейно-агрессивен, как Futura. Это спокойный, элегантный шрифт «с человеческим лицом», который неслучайно назвали гуманистическим гротеском. В наборе он выглядит неформально и придает тексту дружелюбный оттенок, который отличает его от других гротесков начала 20 века.
Благодаря своей легкости Gill Sans стал идеальным для компании Penguin Books, которая в 1930-х годах использовала его для оформления своих обложек и брендинга. В дальнейшем Gill Sans стали повсеместно использовать в британском дизайне и за его пределами — от вывесок лондонского метро до ранних логотипов BBC.
Спустя почти столетие после своего дебюта Gill Sans остаётся свежим и актуальным как в печатных, так и в цифровых медиа. Несмотря на то, что за ним последовали многие подражатели, оригинальный Gill Sans остаётся непревзойдённым сочетанием геометрической простоты и гуманистической изящности.
Times New Roman (Таймс Нью Роман)
Times New Roman разработал выдающийся типограф Стэнли Морисон в сотрудничестве с Виктором Лардентом. Они сделали его специально для лондонской газеты The Times в 1931 году. Эту антикву они создали для того, чтобы решить проблему читаемости даже при малых размерах шрифта и уместить больше слов в каждой строке газеты. И типографам это удалось.
Его сдержанный стиль с выраженным контрастом между основными и соединительными штрихами в буквах придавал Times New Roman авторитетный вид, который отлично подходил уважаемой британской газете.
После своего появления шрифт быстро стал популярным за пределами The Times. Его начали использовать другие газеты и издательства. Но его всепроникающее присутствие закрепилось, когда он стал шрифтом по умолчанию в Microsoft Word в начале 1990-х. То, что его включили в самое популярное программное обеспечение для обработки текста сделало Times New Roman неотъемлемым элементом компьютеров во всём мире.
Сегодня Times New Roman остаётся одним из наиболее часто используемых шрифтов в печатных и цифровых медиа. Прекрасная читаемость шрифта даже при малых размерах и эффективное использование пространства делают Times New Roman предпочтительным выбором для основного текста в книгах, журналах, научных статьях, деловых отчетах и офисных документах.
Univers (Юниверс)
В 1957 известный швейцарский типограф Адриан Фрутигер создал неогротеск Univers. Этот шрифт стал образцом принципов швейцарской типографики с её рациональным и упорядоченным дизайном.
Вдохновлённый принципами Баухауса, характер Univers отличается от других неогротесков, которые существовали ранее. Его неброская простота позволяет называть Univers универсальным и разборчивым шрифтом.
Univers — один из символов швейцарского стиля, что вместе с широтой диапазона начертаний и стилей обеспечило ему заметное место в визуальной культуре 1960-70-х годов. Он стал визитной карточкой швейцарского графического дизайна и повлиял на развитие дизайна во всем мире.
Helvetica (Гельветика)
Helvetica — один из самых значимых шрифтов в дизайне. Его разработал швейцарский шрифтовой дизайнер Макс Мидингер в 1957 году.
Мидингеру поручили разработать нейтральный, но отличительный гротеск, который мог бы конкурировать с модным тогда немецким Akzidenz-Grotesk. И он успешно справился с этой задачей, черпая вдохновение в геометрических дизайн-проектах школы Баухауса и рациональной эстетике швейцарского графического дизайна того времени.
Результатом стал хорошо читаемый, свободный от изысков, универсальный шрифт.
Изначально Helvetica разработали для Хаасской типографии в Мюнхенштайне, Швейцария. А название шрифта происходит от слова Helvetia, что в переводе с латинского означает Швейцария. То есть, название можно вольно перевести на русский как Швейцарица.
Шрифт прямо и однозначно передавал информацию. Нейтральный характер Helvetica стал ключевым в его успехе, потому что шрифт мог легко вписываться в любое окружение или проект.
К 1960-м годам Helvetica прочно вошла в международную визуальную культуру и графический дизайн. Такие корпорации, как BMW, American Airlines и Toyota, использовали этот гротеск в логотипах и брендинге. С помощью Helvetica дизайнеры украшали бесчисленные плакаты, рекламу, упаковку, вывески и книги, закрепив за ним репутацию «современного» шрифта. Helvetica даже использовали в названиях вывесок нью-йоркского метрополитена.
Обсуждение
Похожее
Как включить анимацию в вашу дизайн-систему
10 навыков, которые отличают выдающегося дизайнера
Как Малика Фавр рисует иллюстрации с помощью сетки