Видели когда-нибудь шоты ваших любимых дизайнеров с процессом работы в Иллюстраторе? Было интересно, почему и зачем их кривые Безье так аккуратно расставлены?
Мы постараемся пролить свет на этот загадочный процесс, выглядящий так бессмысленно.

bezier

Важно: эта заметка предполагает хорошее понимание и владением инструментом Перо в Иллюстраторе.

Опорные точки, точки привязки

До недавнего времени я, определенно, принадлежал к клубу «Нафига-это-надо?», и, в тайне, к клубу «Как-они-это-делают?». Однако, я решил узнать, в чем фишка, и, оказывается, соблюдение перпендикулярного расположения направляющих экономит кучу времени и усилий.

Вот надпись, которую мы нарисовали при подготовке этой инструкции:
Fig. 01
Рис. 01

Вот просмотр кривых (outline preview) (⌘Y) в Иллюстраторе:
Fig. 02

Рис. 02

На заметку: Чтобы настроить просмотр кривых так, как на рисунке, вам потребуется включить опцию «Показать…» (Show handles…, см. скриншот) в настройках Иллюстратора (⌘K). Теперь вы будете видеть направляющие кривых, когда вы выделяете рисунок.

Fig. 03

Рис. 03

Заметьте, что что направляющие кривых Безье (за исключением нескольких особых случаев, которые рассмотрим позже) аккуратно выровнены по вертикальным и горизонтальным осям. Давайте посмотрим, почему такой подход — отличная практика.

Меньше вариантов для размещения узлов

Звучит, как нечто не очень крутое, верно? Но это реально удобно. Ходили когда-нибудь в ресторан, меню в котором настолько обширное и исчерпывающее, что оно практически нуждается в собственном ISBN? Я такое ненавижу. Иногда выбор места для узлов может заставить вас чувствовать себя также сложно, как и такое меню. Ваш скетч загружен в Иллюстратор и ждет трассировки, ваш пен тул (Pen Tool) бродит по кривым также, как палец по тому меню — откуда бы начать? Не знаю, как вы, но я чаще всего выбирал блюдо дня, или, как в нашем случае, самую дальнюю точку кривых. Давайте поговорим об этом.

Размещение узлов

Вот вам секретный соус. Единственный метод, при котором направляющие размещаются аккуратно под углами в 0° и 90° — это размещать узлы с определенной стратегией. Метод может звучать сложно, но однажды поняв его, применять его супер-просто.

Фишка: зажимайте Shift когда тащите направляющие, чтобы они располагались точно вертикально или горизонтально.

Посмотрите на упрощенную схему на рисунке 4. Красными точками обозначены горизонтальные узлы, синими — вертикальные. Заметьте, что каждая точка размещается на самой дальней точке каждой кривой.
Fig. 04
Рис. 04

Рис. 05 поясняет эту модель чуть более детально , и показывает оптимальное место для размещения вашего узла.
Fig. 05

Рис. 05

Вы узнаете, что разместили узел неправильно, когда получите вот такую проблему:
Fig. 06

Рис. 06 – Перемещение точки в красном кружке (по направлению стрелки) сделает кривую лучше подходящей под эскиз.

Теперь мы знаем, что размещение узлов не носит случайный характер. Ограничение самого себя в технике размещения узлов, описанное выше, позволяет вам думать чуть меньше во время векторизации и передать тяжелую работу от мозга вашей мышечной памяти. Теперь поговорим о направляющих кривых Безье.

Делаем классные кривые с направляющими кривых Безье

Теперь, когда мы разобрались с узлами, пришло время уделить внимание направляющим. Посмотрите на этот GIF:
Fig. 07

Рис. 07

Если вы хоть раз векторизировали леттеринг, иллюстрацию или что-то в этом роде, картинка выше кажется вполне привычным зрелищем. Вы потратите большую часть времени, цепляя эти маленькие красные кружочки на конце направляющих, уговаривая их составить правильную кривую. Здесь нет магии, и чем больше вы практикуетесь, тем лучше будет получаться.

Фантастика с этими ГВНКБ (горизонтальными и вертикальными направляющими кривых Безье) начинается, когда вы ограничиваете их (ага, снова). Ваш мизинец никогда не должен отпускать Shift во время выбора оптимальной длины направляющих. Такое линейное ограничение вариантов очень освежает. Я, буквально, чувствую себя гораздо лучше, когда мне приходит проект с векторизацией.

Итак, в чем подвох?

Звучит всё это очень клёво, конечно, но есть несколько моментов, к которым нужно присмотреться при использовании ГВНКБ.

Иногда вам не удастся найти самую дальнюю точку кривой для размещения узла.

Иногда линия заканчивается до того, как она достигает подходящей точки (как на Рис.5). Абсолютно нормально в этом случае отпустить Шифт и просто повернуть направляющую на тот угол, который кажется подходящим. Не нужно становиться фашистом Безье, нужно чтобы ваш дизайн настолько круто, насколько возможно.

Продолжай держать свои узлы на привязи.

Этот метод является гораздо более требовательным чем случайное размещение узлов. Если узлы начали сбиваться с правильного пути, ваши кривые становятся всё меньше похожими на Монро, и всё больше — на Человека-слона. Если кривая просто не желает работать (см. Рис.7), попробуйте немного сдвинуть узел.

Размещение может показаться тесным или неуклюжим.

Иногда та самая «дальняя точка» (ДТ) находится очень близко к другой ДТ. Посмотрите на этот бардак:
Fig. 08

Рис. 08 – Это часто будет происходить в конечных штрихах букв. Например, вверху «s» в нашем слове ‘Beziers’.

Но не волнуйтесь, это всё часть веселья. Достаточный зум поможет точно настроить все детали, смотрите:
Fig. 09

Рис. 09

Это реально стоит немного дополнительного времени в таких местах, как это, когда вы понимаете все остальные выгоды метода.

В итоге, вот почему мы будем использовать ГВНКБ в будущих проектах.

Мы поговорили об упрощении размещения узлов. Если это сохраняет и экономит ваше время, почему бы и нет. ГВНКБ также уменьшает общее количество узлов, которое приходится делать, а это — упрощает работу и уменьшает размер файлов. Кроме этого, ваши кривые в итоге получаются более плавными. И, наконец, из-за меньшего количества решений, которые приходится принимать, весь процесс векторизации ощущается чуть более автоматическим, оставляя вам больше времени, чтобы взять настоящие инструменты и нарисовать больше букв.

И, будем честными, это своего рода развлекуха :)

И ещё, вы выглядите как кто-то, кто знает то, что не знают другие дизайнеры, когда публикуете свои работы на Дриббле ;)

Вот несколько примеров применения ГВНКБ различными дизайнерами.

Dave Foster:
Fig. 10

Рис. 10

Fig. 11

Рис. 11

Fig. 12

Рис. 12

…и другие.
Fig. 13
Рис. 13 Okay Type

Fig. 14
Рис. 14 Neil Secretario

Fig. 15
Рис. 15 Luke Dorny

Fig. 16
Рис. 16 Алексадр Иванов

Оригинал на английском языке


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • Александр Селькирк

    Thanks!

  • Organizer

    очень классный материал

  • punkemolive

    Спасибо тебе Дэйв Фостер за твой tips&tricks!

  • Maks B

    спасибо авторам за перевод, тоже пришел к выводу что аккуратно и верно расставленные точки это хорошо, но вот на практике пока не всегда выходит

  • bacardilover

    Спасибо огромное! Теперь ясно, как это работает )

  • Круто, только вот тут чуть подправить «Не нужно становиться фашистом Безье, нужно чтобы ваш дизайн настолько круто, насколько возможно.»

  • asffds2014

    Статья хорошая, но я так и не понял зачем этот перфекционизм? Оценят это только такие же векторщики-маньяки. Для конечного результата это совсем не нужно. Когда я строю форму буквы я обращаю внимание в первую очередь на то как это будет выглядеть, а не как выставлены узлы. Хотя аккуратизм я очень люблю. Смотрится приятно и эстетично, без хаоса. Но повторюсь, если отключить показ этих «ручек безье», так никто и не оценит эту «внутреннюю кухню» построенного дизайна. Ещё, кстати, можно округлять координаты точек и ещё какие-нибудь параметры. К чему все эти понты? Важен же результат с минимальными временными/трудовыми затратами.

    • Смысл как раз в том, что такая техника позволяет экономить время и на отрисовку и на внесение изменений. Если бы вы внимательно читали, то увидели бы, что об этом написано в статье.

      • asffds2014

        Просто если бы меня изначально учили такой технике, то я наверное её и использовал бы сейчас. А т.к. я самоучка, то приноровился строить по-своему. Мне быстрее строить по своей логике. Как быстрее, так и делаю. Я искал основательного обоснования именно почему нужно делать так, а не по другому, но весомых аргументов в пользу «запараллеливания усиков» так и не нашел..)

  • quaritexa

    Никогда не задрачивался на тему выравнивания хендлов по осям, но иногда само так получается.

О пользователе Кирилл Олейниченко

Основатель и главный редактор издания. Дизайнер и веб-разработчик.

Рубрики

Инструкция, Статьи

Метки

,