Инструкция по выживанию: кому нейросети наступают на пятки, и как уберечь от них свой хлеб 

Успокаивающий спойлер: хороший дизайнер от происходящего только в плюсе. Мотивирующий спойлер: мало кто достаточно хорош, поэтому есть смысл почитать инструкцию
Олег Стукалов
Олег Стукалов
Архитектор, дизайнер и иногда копирайтер тут, блогер тут

Мы живём во времена, когда всё модно отменять. Не ведитесь на это и не спешите хоронить себя и свою профессию — дизайн как был, так и останется востребованным и благородным занятием. Однако спешите отменять то, что не имеет отношения к дизайну. 

Нейросети по сути своей — лишь способ сжатого (причём с потерями) хранения данных. Вместо того, чтобы распихивать картинки по папочкам и потом теряться в них, мы просим нейросети выучить их общие черты, а остальное отправить в мусорку. Весь опыт человечества в ближайшее время будет архивирован таким образом, а мы сможем освободить головы, чтобы сосредоточиться на создании нового. 

Отсюда главное дизайнерское качество нейросетей — они великолепные подражалы. Конкурировать с ними в умении использовать уже придуманные кем-то приёмы — бессмысленно; но так же бессмысленно — соревноваться во вторичности друг с другом, чем занимаются большинство профессиональных дизайнеров. Нейросети лишь открывают глаза на проблему и расчищают путь настоящим творцам. 

Напрашивается неверный вывод: нейросети неспособны создавать новое. Это не так. 

Суть творчества — в умении накопить опыт, сгенерировать из его частей случайные комбинации, оценить их и на основе всё того же опыта выбрать лучшую. Единственное отличие человека от нейросети — мы выбираем свой опыт, создаем его и делимся друг с другом в реальном времени — и пока у нас для этого намного больше возможностей. 

Мозг человека формировался миллионы лет одновременно с развитием человеческой популяции, и пока это — самое совершенное устройство для получения и обмена опытом в её контексте. Мы видим, слышим, нюхаем друг друга, понимаем недомолвки и полувзгляды. Нейросетям же достаются лишь проекции всех этих обстоятельств, выраженные в лучшем случае нашим творчеством. 

Если рассматривать дизайн как решение задач, то можно выделить класс задач, связанный с передачей чувственного опыта одного человека другому (мы называем это искусством). И если вы когда-либо пытались передать свои чувства с помощью нейросетей — вы знаете, насколько это безнадежное занятие. При этом существует заблуждение, что коммерческий дизайн не имеет отношение к искусству и решает утилитарные задачи проверенными средствами. На самом деле единственное отличие коммерческого дизайна в том, что хороший дизайнер использует свой чувственный опыт не для самовыражения, а для общения и передачи конкретных эмоциональных посылов. Чем точнее и ярче эмоции — тем лучше дизайн.

Паника в дизайнерском сообществе обусловлена только тем, что в нём мало понимающих это дизайнеров. Нейросети же ещё сильнее понижают порог вхождения, увеличивают конкуренцию и как следствие — разрыв в доходах между хорошими и плохими дизайнерами. Хорошим это только на руку: пока вокруг смятение и хаос, мы продолжим развиваться и укреплять репутацию, радуя клиентов тем, на что неспособна ни одна нейросеть.

Инструкция: как оставаться нужным 

1. Учись учить нейросети 

Используя уже обученные нейросети, ты по определению создаешь вторичный продукт. Создавай новое, учи этому нейросеть — вдвоём вы сделаете больше и дешевле. 

2. Автоматизируй всё, что можно 

Главное преимущество нейросетей — скорость. Нужно не гоняться с лошадью, а садиться на неё верхом и ехать: изучить популярные алгоритмы работы с нейросетями, придумать свои и встроить всё это в рабочий процесс. Ютюб полнится обучалками.

3. Никакой стилизации, только новое 

Правило, которое Артемий Лебедев ввёл в студии, где я имею честь работать, когда никаких нейросетей не было на горизонте. Компьютерная мышь в форме курсора, иллюстрация в стиле Пикассо, модный флэт/материал дизайн, интерьер в стиле ар-деко — всё это вторично, не вызывает новых эмоций и не создает новой ценности, за которую кто-то готов платить. 

4. Вызывай эмоции 

Сейчас информационное пространство перегружено как никогда, и удержать внимание ещё сложнее, чем привлечь. Обскакать клепающих вылизанные нейросетью иллюстрации конкурентов поможет известный нейрофизиологам факт: запоминается то, что вызывает эмоции — неважно какие. 

5. Развивай эмпатию 

Мозгу неважно, какие эмоции вызывает запомнившийся дизайн, а дизайнеру — важно. Главное преимущество человеческого интеллекта перед искусственным — умение поставить себя на место другого и посмотреть на продукт глазами потребителя. 

6. Накапливай чувственный опыт 

Ты живой — живи и впитывай оттенки происходящего вокруг, запоминай нюансы. Велика вероятность, что окружающие испытывают схожие чувства и будут рады общению с твоим дизайном. 

7. Занимайся тем, что нравится 

Совет в духе успешного успеха, но он самый важный. В условиях растущего предложения и перенасыщенности рынка уменьшается роль профессиональных качеств и возрастает роль личности дизайнера. Одним достанется всё, другим — ничего, и хотя по большей части на это повлияет удача, спрос на горящих своим делом людей всегда будет выше. Большинство из нас на овощном рынке выбирают не овощи (они все одинаковые), а гордящегося ими продавца. 

Также существует моя любимая зависимость: чем больше нам нравится чем-либо заниматься, тем лучше у нас это получается, а чем лучше получается — тем больше нравится. Поэтому некоторые дизайнеры на голову сильнее остальных и на столько же счастливее.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение