Саммари интервью с Ильёй Бирманом о новых идеях, личных проектах и тестировании интерфейсов

Илья Бирман — арт-директор Бюро Горбунова, автор книг «Пользовательский интерфейс» и «Дизайн транспортных схем», преподаватель Школы бюро. В интервью он рассказал о том, как реализует личные и коммерческие проекты, как у него появляются новые идеи, почему тестирование не является обязательным этапом в разработке и как обучать людей пользоваться интерфейсом
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди» в 2022–2024 годах

Полное интервью: ktostudent.ru/ilya-birman-part-2

Ключевые тезисы из интервью

О самостоятельной и командной работе над проектами. Илья считает оба варианта важными:

Про личные и коммерческие проекты. Свой продукт мотивирует тратить на него силы, потому что ты в нём заинтересован. В случае коммерческого проекта мотивацией для его выполнения служат деньги на то, чтобы жить и заниматься тем, что важно лично для тебя.

Про поиск клиентов. Заказчики приходят по рекомендациям и из блога. Важно вести блог, показывать работы и рассказывать, как они сделаны.

Об источниках идей для проектов. Как только Илья видит, что какую-то вещь можно улучшить, — это сразу становится идеей для проекта. Илье нравится делать простые вещи, которые лежат на поверхности, а не фантазировать о том, как будет выглядеть интерфейс в виртуальной реальности.

Об «Эгее». Илья начал вести блог в 2002 году со своим другом Сергеем Даровских. Они всё писали вручную на ХТМЛ, и это была трудоёмкая работа.

После того, как Дмитрий Смирнов сделал первый движок блога «Регистр», Илья начал работать над разработкой собственного простейшего движка блога, который назвал e1 — engine 1. Затем появился движок е2. Он давал возможность другим людям писать на нём блог и в дальнейшем получил название «Эгея».

Авторский проект ДиаLOG Ильи Бирмана и Сергея Даровских в 2002 году

О транспортных схемах. В 14 лет на Илью произвела сильное впечатление удобная навигация в лондонском метро, которая значительно отличалась от российской транспортной системы. Так у Ильи сложились стандарты того, как должно быть, и сегодня он старается делать ещё лучше.

В лондонском метро схема, система указателей, объявлений и оповещений сделаны с такими любовью и вниманием, что там хочется остаться жить. Например, у любой лестницы всегда указано число ступенек

В 2007 году Илья нарисовал первую схему московского метро. В 2008 году он вместе с Сашей Караваевым и Полиной Лесниковой сделал схему для челябинских троллейбусов и трамваев, и она стала официальной.

В 2018 году новая схема появилась во всех трамваях Челябинска. На фото дизайнер схемы Полина Лесникова показывает на остановку «Вокзал»

А вот схему петербургского метро питерские власти отвергли. Но однажды местные власти сами обратились к Илье с просьбой сделать схему для ЦППК (Центральная пригородная пассажирская компания), и несмотря на долгие согласования, проект удалось успешно завершить.

О решении написать книгу «Дизайн транспортных схем». По мере изучения разных схем Илья собирал их и раскладывал по папкам. Так в его голове сформировались принципы проектирования, и он превратил их в книгу.

О восприятии цветов на схемах. Разворот из книги «Дизайн транспортных схем» Ильи Бирмана
Впечатления Коли Товеровского о книге «Дизайн транспортных схем»

О преподавании. Для Ильи преподавание — это просто часть жизни, и для него совершенно естественно рассказывать всем то, что он узнал.

О навыках хорошего дизайнера. Хороший дизайнер мастерки владеет инструментом, умеет слушать и делать то, о чём договорились. Он надёжный, может придумать собственное решение, не тупит, схватывает на лету, не переспрашивает по 15 раз, сразу понимает, что, зачем, как именно, какие есть ограничения и даёт фидбек, что ему всё понятно.

Про развитие вкуса и чутья на хороший интерфейс. Чтобы развить насмотренность, необходимо знать принципы и уметь их применять. Также полезно смотреть, как выглядит Эпл, Ноушен, Эйблтон, Пиксельматор, СаундКлауд, интерфейсы в кино, искать приятные детали в разных устройствах и находить новые приёмы, которые порадуют людей.

Илья Бирман с Мишей Нозиком в музее минского метро

О тестировании интерфейсов. Илья не считает тестирование обязательным этапом разработки, потому что на примере других продуктов дизайнер должен понимать, что работает, а что — нет. Клиент обращается к дизайнеру как к эксперту и ждёт работающее решение, а не тестирование методом перебора. Можно ошибиться, но это всё-таки будет ошибкой, а не неотъемлемой частью разработки.

Про обучение пользователей. Обучение пользователей — это часть дизайна продукта. В этом помогают подсказки и инструменты, которые формируют у людей новые привычки. Это ключевой аспект, ведь если всё время опираться на всё стандартное и привычное, не будет никакого прогресса.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение