Полное интервью: youtube.com/watch?v=sILP23TJrRo
Ключевые тезисы из интервью
Об отце. Борис Владимирович родился в Москве, в 1940 году. Его отец был инженером и конструировал троллейбусы. Позже он начал писать о них статьи, издавать газету «Московский троллейбус» и впоследствии стал журналистом. Он также делал 30-сантиметровые бумажные модели транспорта для детей и рекламные агитации для молочной фабрики, которые писал по специальным шрифтовым трафаретам.
Об учёбе в школе. В школе Борису Владимировичу нравилось всё, что касалось жизни: физика, химия, биология. А вот математику и английский он не любил, много хулиганил и даже остался в седьмом классе на второй год. Он говорит, что если сейчас в воздухе витает желание учиться и получать образование, то тогда было желание жить.
О радиокружке. В 18 лет он посещал радиокружок. Там ребята собирали приёмники, паяли, участвовали во всесоюзных соревнованиях и даже однажды победили, о чём газета «Правда» написала заметку.
О службе в ВДВ. Борис Владимирович провалил экзамены в Строгановское училище, и его призвали в армию, в московский парадный полк ВДВ. На службе их готовили к прыжкам, учили складывать парашюты, показывали, как происходят военные действия. Тогда уже появились турбореактивные самолёты, и призывники совершали прыжки с них. Позже он начал работать в клубе, где рисовал декорации, миниатюры на часах и дембельские альбомы для солдат.
Можно сказать, что он пришёл в армию растерянным и без какого-то вектора в голове, но с чувством, что жизнь нужно проживать хорошо, а ушёл из армии бравым солдатиком, который всё умеет и всё знает, потому что служба со всеми её тяготами стала для Бориса Владимировича школой жизни.
О поступлении и учёбе в Полиграфическом институте. После армии он поступил в Полиграфический институт, на факультет, где готовили художников-графиков, которые занимаются иллюстрацией и технологией.
В институте была типография, где студенты сами набирали тексты, печатали собственные плакаты. В качестве дипломной работы они создавали книгу: сами набирали текст, верстали, складывали, склеивали, обрезали переплёт. Через работу руками было полезно научиться разбираться в базовых вещах печатного дела.
О работе в СХКБ-Легпром и «Промграфике». После окончания института для Бориса Владимировича наступил ещё один важный образовательный период. Тогда вместо дизайн-студий были конструкторские бюро. Он устроился в СХКБ-Легпром — только что открывшийся дом моделей, где шили практичную одежду для широкого круга потребителей. Они также занимались дизайном упаковки и разработкой фирменных знаков для предприятий лёгкой промышленности: шляпных, обувных и текстильных фабрик. Борису Владимировичу нравилось там работать, потому что бюро было дружное. Он проработал там 6 лет, а потом от Министерства лёгкой промышленности отделилось Министерство текстильной промышленности, и Борису Владимировичу предложили возглавить его в качестве главного художника. Там он проработал ещё 4 года. Затем «Промграфика» пригласила его в художественный совет. Это была единственная мастерская прикладной графики (значки, плакаты, этикетки) для всех предприятий страны, за исключением заводов и фабрик пищевой промышленности. Конечно, Борис Владимирович согласился.
О заказчиках. Тогда заказчики были ангелы. Они не ругали дизайнеров, не обесценивали их работу, они смотрели с благоговением, были под впечатлением и говорили, насколько всё красиво сделано. Но, к сожалению, из того, что тогда делали дизайнеры, очень мало что внедрялось в жизнь.
Об олимпийских пиктограммах. В 80-е годы от государства поступил заказ на разработку олимпийских пиктограмм. В период Олимпиады в Москву приехало много иностранцев, а навигация полностью отсутствовала. Пиктограммы давали возможность иностранцу, не зная языка, ориентироваться в городе: понимать, где находятся туалеты, куда двигаться, где получить справку, где поесть, отличать официанта от таможенника, а доктора от милиционера. Их расклеивали на вокзалах, в аэропортах, в ресторанах, на стадионах, в аптеках и других общественных местах.
Команда Бориса Владимировича полностью проработала концепцию, они нашли для неё правильный образ, который тогда был совершенно новым и неожиданным. В итоге получилось почти 400 пиктограмм. После окончания Олимпиады этот фирменный стиль получил золотую медаль на выставке в Брно.
О конце «Оттепели». «Оттепель» способствовала взрыву нового, свободного творчества. Одним из переломных моментов для художников стал разгром Хрущёвым выставки в Манеже. Там он выступил с пламенной речью о том, что не видит в представленных картинах ничего привлекательного, интересного и стоящего. На что один из художников — Эрнст Неизвестный — сумел возразить вождю. Это был вызов и начало появления искусства, которое до этого было либо спрятанным, либо запрещённым.
Борис Владимирович считает, что художник должен быть на виду. Для искусства важна питательная среда. Если его принимают, если ему дают свободу, то искусство начинает развиваться и становиться интересным, потому что оно разворачивается к людям. Преимуществом того периода стало появление большого количества художников, которые когда-то прятали свои произведения, а теперь могли показать свою работу всем.
О детях. Для своих детей Борис Трофимов организовывал такие же дни рождения, которые когда-то в детстве для него их устраивал его папа. Они тщательно готовили игры и развлечения: клеили корабли, делали пушки, которые стреляли, придумывали квесты, проживая детскую творческую жизнь. Борис Владимирович говорит, что детство должно быть творческим, созидательным, игровым, и тогда дети вырастают замечательными людьми.
О российском дизайне. Российский дизайн зародился в 80-х годах и ориентировался на европейский и мировой дизайн. Тем не менее, у него был собственный почерк. Если классическая школа швейцарского дизайна построена на чистоте знака и формы, минималистской эстетике, то российский дизайн — более иллюстративный и эмоциональный. За чуть более 40 лет своего существования русский дизайн быстро вобрал в себя черты европейской культуры, встал вровень с ней, при этом сохранив свои особенности.
О разнице между художником и ремесленником. В 80-е годы российские дизайнеры воспитывались на зарубежных журналах по дизайну. Тогда российских книг по дизайну не было, они начали появляться позже, в 90-е годы. Другое искусство показывает грань человека, который думает чуть-чуть по-иному или видит немного по-другому. Художник, который видит так, как видит фотоаппарат, это не художник, а ремесленник. Человек создан для того, чтобы открывать что-то новое. Дизайн, он про это.
О работе над дизайном книги. Каждая встреча с книгой — это целая история, потому что нужно придумать, во что разовьётся первоначальная идея. Тема может быть совершенно незнакомая, и тогда нужно в неё вникнуть, разобраться, погрузиться, переполниться ей, найти параллели. И только после этого дизайнер начинает думать над визуальной стороной.
Борис Владимирович занимался оформлением книги Святослава Медведева «Мозг против мозга». Когда он разобрался в теме, он понял, что иллюстрации совершенно не подходят для размещения на разворотах. Он предложил сделать все иллюстрации заново и полностью изменить формат книги. Изначально она состояла из исторической части и примеров. Борис Владимирович посчитал, что нельзя смешивать эти две части и предложил разделить книгу, где в одной части будет история, а в другой — примеры. Они могли сделать книгу-перевёртыш, где сначала идёт историческая часть, а когда читатель её переворачивает, то она становится новеллой с примерами. Дизайн книги напоминал устройство мозга, который состоит из двух половинок. В итоге автор согласился.
Книга Юрия Роста «РЭГ-ТАЙМ». Книга объёмная и состоит из двух томов. РЭГ-ТАЙМ означает «разорванное время». Борис Владимирович придумал, чтобы на корешке название книги было разорвано и соединялось тогда, когда оба тома находились рядом.
Без подобных концепций нельзя создавать книги. Они должны быть детьми, которых дизайнер выпускает в жизнь и они становятся самостоятельными. Но книга должна отвечать в требованиям, а её дизайн должен стать разговором читателя с этой книгой. Книга должна увлекать, быть интересной, втягивать его в процесс чтения, делать читателя участником. Поэтому в дизайне книг важно уметь придумывать интересные детали и необычное оформление.
О самом счастливом моменте. Когда дизайнеру удаётся найти крутой ход для книги, это становится счастливым и важным моментом. Творчество, с одной стороны, — это долгий поиск идей, бессонные ночи, перебор множества вариантов, а с другой стороны, когда наступает финал, он делает дизайнера счастливым.
Обсуждение
Похожее
Саммари интервью с мировым экспертом в области информационного дизайна — Эдвардом Тафти
Джеймс Фостер протестировал иконку «плюса» и «шеврона» (указывающий вниз уголок), чтобы понять, что работает лучше, когда надо скрыть содержимое и позволить пользователю его раскрыть.
65 терминов дизайна, которые вам следует знать