Дизайн плакатов: принципы Йозефа Мюллера-Брокманна

В 1971 г. Йозеф Мюллер-Брокманн с женой Шизуко подготовили книгу «История плаката», в которой собрали, по их мнению, наиболее удачные плакаты конца 19 – второй половины 20 вв. Там Мюллеры-Брокманны также сформулировали «законы» дизайна плакатов. Я перевел их на русский и снабдил иллюстрациями из книги
Андрей Гросс
Андрей Гросс
Редактор, контент-маркетолог

Этот текст — для долгого, вдумчивого чтения. В списке не инструкции, а общие принципы. Они помогут опытным дизайнерам объяснять правила дизайна плакатов новичкам. Начинающих и интересующихся — научат оценивать качество плакатов и схожих графических объектов: обложек книг и журналов, рекламных баннеров и т.д.

Законы дизайна плакатов

Первый плакат в книге — работа французского художника А.М. Кассандра для газеты L’Intransigeant. Это пример первого закона надписи плаката — она должна быть интегрирована в изображение максимально полно. Источник

Общие требования к дизайну плаката

Плакат должен быть разборчивым, а его послание понятным.

Плакат должен быть инновационным и вызывать интерес, то есть содержать что-то доселе неизвестное в своей форме или текстовом сообщении.

Плакат должен быть спланирован в широком масштабе и должен иметь максимальный эффект при минимуме графических средств.

Плакат должен иметь крупные формы, чтобы он был эффективен и на расстоянии.

Вблизи плакат должен вызывать отклик благодаря легкому распознаванию и сумме деталей.

Плакат должен оставаться в памяти зрителей, устанавливая новый контакт между ними и новой темой или новым продуктом.

Надписи в дизайне плаката

Оптимальным решением является то, что любая надпись должна быть интегрирована в изображение настолько полно, что становится компонентом изобразительной информации. В этом случае другие элементы неразрывно сливаются в памяти.

Герберт Люпин. Рекламный плакат для бренда сигарет Maryland. 1956 г. Источник
Пол Рэнд. Афиша фильма «Выхода нет». 1950 г. Источник

Надпись, размещенная вне изобразительной области, кажется принадлежащей всей композиции, если она связана – пропорционально и композиционно, а также размером и цветом – с другими частями плаката, а также если цвет надписи (или соответствующий дополнительный цвет) также используется в других местах изображения.

Анри де Тулуз-Лотрек. Театральная афиша. 1892 г. Источник

Надпись должна помогать быстро передавать информацию, и это лучше всего получается, если стиль надписи ясен. Размер надписи также должен быть подходящим, чтобы ее можно было разобрать на расстоянии.

Герберт Байер. Плакат для выставки. 1926 г. Источник

Информация должна быть краткой, простой и точно дополнять изобразительный элемент, чтобы усилить его коммуникативное воздействие (см. предыдущий плакат Герберта Люпина)

Текстовое объявление должно быть современным и привлекать зрителя или читателя.

Карл Герстнер и Маркус Куттер. Афиша для газеты. 1960 г. Источник

Надпись как эксперимент с формой может удивить. Однако она быстро теряет свой эффект, когда форма проникает в общественное сознание.

Пьер Келлер. Плакат для выставки. 1967 г. Источник

Диспозиция надписи может иметь динамический эффект.

Ян Чихольд. Афиша фильма «Наполеон». 1927 г. Источник

Формы в дизайне плакатов

Цель плаката должна быть четко выражена с помощью значимых форм и цветов.

Макс Билл. Плакат для выставки. 1944 г. Источник

Форма презентации должна быть крупной, чтобы быть эффективной на расстоянии.

Никлаус Штёклин. Рекламный плакат таблеток для горла. 1937 г. Источник

Ясная форма может повысить «сигнальную ценность» [signal value].

Рихард Пауль Лозе. Афиша выставки музыкальных инструментов. 1962 г. Источник

Напористая презентация [forceful presentation] может усилить впечатление [см. плакат А.М. Кассандра в начале статьи].

Элементы представления должны быть соотнесены друг с другом, чтобы дизайн имел компактный эффект.

Йозеф Мюллер-Брокманн. Афиша музыкального концерта. 1955 г. Источник

Элементы должны быть расположены логично: они должны создавать впечатление и предоставлять информацию в нужном порядке.

Ганс Эрни. Плакат для агитационной кампании «Выращивать больше или голодать?». 1942 г. Источник

Формы должны создавать хорошо скомпонованную поверхность, которая полна интереса и может быть быстро прочитана без каких-либо трудностей.

Карло Виварелли. Плакат для агитационной кампании «За старость». 1949 г. Источник

Диагональная композиция создает динамический эффект.

Йозеф Мюллер-Брокманн. Плакат для агитационной кампании «Меньше шума». 1960 г. Источник

Ритмические формы также обладают динамическим эффектом.

Правильное кадрирование мотива создает впечатление большого размера.

Отто Баумбергер. Рекламный плакат для компании одежды. 1923 г. Источник

Поражающий выбор изображения также может вызвать сильную реакцию.

Отто Баумбергер. Рекламный плакат для компании-производителя ковров. 1930 г. Источник

Горизонтальные и вертикальные формы, гармонично составленные в композицию, могут создать статичную форму.

Йозеф Мария Ольбрих. Плакат для выставки. 1899 г. Источник

Оптический акцент выгодно располагать в центре плаката. Эффект получается более легким и элегантным, потому что форма начинает парить [см. предыдущий плакат Яна Чихольда].

Форма картины может казаться прозрачной в общем эффекте.

Йозеф Мюллер-Брокманн. Афиша для музыкального концерта. 1970 г. Источник

Объект, когда он стилизован, стандартизирован и освобожден от всех лишних деталей, становится более значимым, более объективным и вневременным.

А.М. Кассандр. Рекламный плакат для производителя безопасных оконных стекол. 1931 г. Источник

Наложение формулировки и изображения, например, названия или марки продукта с формой продукта, усиливает единство изображения.

Люсьен Бернхард. Рекламный плакат для бренда обуви. 1931 г. Источник

Наложение прозрачных форм усиливает динамический и ритмический эффект, усиливает впечатление глубины, изящества и легкости живописных форм.

Макс Хубер. Плакат для автогонок. Визуализация скорости с помощью динамических форм и наложения. 1948 г. Источник

Выразительный графический дизайн может влиять на отношение зрителей.

Теофиль Стейнлен. Плакат для выставки. 1899 г. Источник

Диагональ снизу слева вверх справа кажется восходящей, а в противоположном направлении – нисходящей.

Ганс Нойбург. Плакат для выставки. 1967 г. Источник

Изобразительные элементы справа кажутся более тяжелыми, чем слева

Цвет в дизайне плакатов

Цвет, как носитель символа, может подчеркнуть тематику социальных, экономических, политических и культурных кампаний.

Эль Лисицкий. Агитационный плакат. 1919 г. Источник
Фридолин Мюллер. Рекламный плакат. 1919 г. Источник

Цвет может усилить сцену или атмосферу.

Жюль Шере. Афиша для ледового дворца. 1893 г. Источник

Цвет, как очень инновационный элемент экспериментального выражения, может быть увлекательным [см. предыдущий плакат Герстнера и Куттера].

Цвет может быть элементом, создающим впечатление ритма.

А.М. Кассандр. Рекламный плакат магазина вина. Кинетико-оптические эффекты цветовой композиции. 1935 г. Источник

Цвет как средство выражения психологических состояний может обострять ситуации.

Ян Леника. Афиша для оперы. 1964 г. Источник

Цвет может упростить процесс и ускорить развитие идей.

Герберт Люпин. Рекламный плакат для бренда минеральной воды. 1956 г. Источник

Цвет может быть связующим элементом в серии плакатов.

А.М. Кассандр. Рекламный плакат для алкогольного напитка. 1932 г. Источник
Йозеф Мюллер-Брокманн. Афиши для музыкального концерта. 1959 г. Источник

Смотрите больше плакатов Мюллера-Брокманна в нашей подборке.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение