Очерк Жана Ларши «Красота каллиграфии».

Кирилл Олейниченко
Кирилл Олейниченко
Дизайн-куратор. Главный редактор в «Оди» и в «Журналусе»

Жан Ларши — один из именитых европейских мастеров каллиграфии и типографики. Он занимается искусством письма и его изучением более тридцати лет, создает шрифтовые иллюстрации и преподает.

Родился во французском городе Ренне в 1947-м году. В 1962-1965-м он изучал типографику в школе при Парижской торговой палате и занимался каллиграфией. В 1973-1985-м годах француз работал каллиграфом: создавал рекламные плакаты, оформлял печатные издания и выполнял частные заказы во Франции и других странах.

С 1970-х годов Жан Ларши серьезно занимается изучением французской каллиграфии, а с 1985-м года преподает: он работал в университетах в Австралии, Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, США, Финляндии и Щвейцарии. Шрифтовые композиции француза экспонировались более чем на двух сотнях выставок в разных странах мира. Супруга Ларши также является каллиграфом. Сейчас они живут во французском городе Сержи-Понтуаз.

«Когда люди видят на улице плакаты, читают в поезде газету или книгу, смотрят дома телевизор, в большинстве своем они не обращают внимание на то, как выглядит текст. Они читают слова, фразы и лозунги, но практически не обращают внимание на форму и стиль букв. Поэтому люди не могут отличить напечатанный шрифт и созданный вручную каллиграфический текст. И только некоторые, получившие специальное образование, могут сразу отличить напечатанный текст от написанного от руки. Причина заключается в том, что в школах больше не преподают каллиграфию.

Раньше все было по-другому. У публики был более опытный глаз: люди были лучше образованы и знали больше. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что, например, во Франции, красота каллиграфии, в частности латинской каллиграфии, не является важной темой ни в художественных школах, ни в высших учебных заведениях, ни среди политиков, ни среди обычных людей. С 1950-х годов каллиграфия превратилась в нечто из разряда устаревшего маньеризма, и в результате люди творческих профессий и обычная публика потеряли к ней интерес. Несмотря на это, в 1990-х годах во Франции появилось новое поколение, которое захотело возродить забытое искусство каллиграфии! С начала 1990-х это движение набирает популярность и во всех англоговорящих странах.

Только время сможет показать, сможет ли потрясающее искусство каллиграфии противостоять бездушным технологиям или же оно так и останется привилегией небольшого круга избранных. Люди, несущие ответственность за состояние культуры, должны сохранить древние манускрипты, чтобы историческое наследие, связанное с каллиграфией, не было предано забвению. Я считаю, что это их долг в отношении всего человечества».

Источник

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение