Никита Бауэр о тайм-менеджменте, клиентах и леттеринге для начинающих

Никита Бауэр из Томска. Он занимается леттерингом и каллиграфией. Я задала ему несколько вопросов о его рабочем процессе, общении с заказчиком и узнала о том, как академизм может повлиять на дизайнера, который только начал осваивать новое.
Дарья Дейнека
Дарья Дейнека
Дизайн-журналист

Никита Бауэр

Ещё в старших классах школы ты начал зарабатывать дизайном, но в итоге учишься на юридическом факультете. Как-то не вяжется. Где связь?

Да, я начинал заниматься дизайном ещё в школе. В начале увлекался вебом, потом какое-то время выбирал направление в графическом дизайне и постепенно пришёл к леттерингу и каллиграфии.

Изначально хотел идти в университет, при этом ставил себе установку не быть грузом на шее родителей. Сдавал экзамены и планировал поступать на рекламу, но после общения со студентами этого факультета понял, что лишь потрачу время. Подал документы на международные отношения и востоковедение. Однако немного не хватило баллов, потому что сдавал английский ради интереса, без подготовки к требованиям ЕГЭ, делал упор на историю и другие предметы. В итоге прошёл на бюджет на юридический. Сейчас закончил второй курс, было много профильных дисциплин, некоторые из них будут полезны в будущем.

Несколько месяцев назад столкнулся с задачей: нужно было подкорректировать неадекватный договор партнёра. Вообще, у нас свобода договора, но всё же есть некоторые правила. Их нужно знать, уметь предвидеть последствия туманных формулировок и правильно обозначить свои условия, чтобы в суде не остаться с носом. В университете на практике мы это пока не разбирали подробно, и периодически я советовался с товарищем постарше. Гражданское право — самая нужная в моей ситуации дисциплина, но и уголовное право недавно заинтересовало. Здорово разбираться в вещах за рамками профессии, да и дизайнер, по моему убеждению, обязан иметь широкий кругозор. Но большую часть времени уделяю работе, конечно.

Когда мы договаривались об интервью, ты упомянул, что обычно просыпаешься в пять утра. Понимаю, учёба, но сомневаюсь, что занятия начинаются в шесть. Как ты пришёл к такому распорядку?

Просыпаться рано я стал ещё в старших классах. В какой-то момент понял, что у меня есть важные задачи по работе, которые хочется решить, а затем спокойно сидеть в школе на уроках, от бессмысленности которых к концу учёбы подташнивало. Естественно, не всегда получается так начать день, но я заметил, что для продуктивности мне необходимо просыпаться рано, — успеваешь сделать намного больше.

Проблемы с дедлайнами, конечно, бывают — фриланс же, в таких случаях всё зависит от срочности работы. Происходит форс-мажор — сообщаю клиенту. Если работа не срочная и человек не против — беру пару дополнительных дней, если сроки поджимают — работаю по ночам, не его проблемы. Университет отнимает время, периодически приходится засиживаться допоздна именно из-за него. После получения предоплаты стараюсь каждый день делать наброски, искать соединения и формы, а когда есть простор для подтекстов — ищу ассоциации и изучаю деятельность клиента. У меня нет ни одной чистой тетради к концу года в университете, все забиты набросками. На логотип уходит примерно две недели, плюс-минус несколько дней. Большинство моих заказчиков обращаются ко мне без спешки, дикие сроки бывают не очень часто и в большинстве своём они необъективно раздуты. Поначалу каждый клиент был на счету и просить больше за работу в сжатые сроки было боязно. Но когда за ночь делаешь 10 разных версий логотипа, потому что у клиента «очень срочно, мы горим», а потом дедлайн растягивается недели на две из-за ожидания ответов по почте, то начинаешь ценить сон. Как правило, почти у всех находится дополнительное время, когда просишь деньги за спешку. Но бывают и действительно сложные ситуации, без этого никуда.

Как получается совмещать работу и учёбу?

Это непросто, постоянно вынужден выбирать и расставлять приоритеты. В конце выходных составляю на бумаге расписание на будущую неделю, исходя из этого списка вечером каждого дня — план на завтра. Важно, чтобы прямо по часам. В начале непросто определить, сколько времени отнимет пункт в to-do листе, но с опытом предсказывать проще. Всё это не стабильно, конечно. Выстраиваешь так неделю: планируешь работу, отдых с друзьями, учёбу, самообразование. В итоге всё равно сбиваешься, где-то не рассчитываешь силы, где-то внезапные радости жизни выбивают из колеи, и начинаешь заново. Но лучше так, чем хаотично, иначе не получается и взрывается голова.

У людей постоянно мысли, планы, идеи, маленькие дела крутятся в голове. Сегодня это неизбежно. Меня демотивирует игнорирование этих мимолётных планов, бытовых и не очень проблем, всегда кажется, что что-то пропустил, где-то недожал, упустил хорошую идею. Важно держать это в удобной системе заметок, чтобы не отвлекаться от текущей задачи и быть уверенным, что впоследствии я смогу вернуться к этому. Я использую три сервиса: Google Keep для быстрых заметок, Evernote для больших текстов и отсортированных вещей из прошлой программы, to-do листы составляю в Todoist. Перед составлением расписания на неделю открываю заметки и смотрю что важного там есть, периодически чищу. То же самое и с источниками информации, закладками, репостами самому себе — периодически пытаюсь просматривать, сортировать и читать.

Но ведь появляется что-нибудь срочное, что-то идёт не так. Как справляешься с этим?

Просто расставляю приоритеты, что-то переношу на другое время или день. Нужно быть гибким, подстраиваться — иначе никак.

Безусловно, это идеальная картина мира, которой добиться трудно по разным причинам, от нехватки времени до банальной прокрастинации, каких-то перепадов настроения и внезапных житейских проблем. Но, как я уже сказал, для меня даже некое подобие такой системы лучше, чем держать всё в голове, стихотворение «Рассеянный с улицы Бассейной» — с детства моё любимое.

Когда я готовилась к интервью, то мне почти не попадалось слово «бриф». В каком виде получаешь задачу от заказчика?

Ты права, ни разу не писал о брифе, хотя планирую выпустить материалы по работе с клиентом (к моменту выхода интервью Никита написал материал о вопросах заказчику — прим. ред.).

Когда приходит заказчик, я задаю ему много вопросов. Например, чем занимается клиент, есть ли референсы. Прошу дать описание настроения, которое должно присутствовать в результате, портрет аудитории, что-то, что нужно отразить в логотипе и прочее. Всё это собираю и с этим работаю.

Однажды заказчик на несколько страниц расписал компанию, что он хочет, каким примерно должен быть финальный результат. Даже прислал свои наброски логотипа. Было видно, что человек любит своё дело, в этом чувствовалась энергия, живой интерес. Я пытаюсь к каждому клиенту находить свой подход, вникать в бренд и что за ним стоит, чтобы результат был интересным и в нём читалась атмосфера, которую создаёт компания. Кроме стандартных заготовленных вопросов всегда есть момент обсуждения, диалога.

Как выглядит работа над проектом? Какие этапы?

Как и говорил, первая неделя — размышление над задачей и создание скетчей, набросков. В процессе работы веду дневник проекта, записывая все нюансы, решения, логику построения того или иного элемента, чтобы при составлении презентации был материал для клиента, объяснение моих действий.

На второй неделе я выбираю лучший эскиз и приступаю к отрисовке на компьютере, чаще речь о переводе с бумаги в вектор. Тут же дорабатываю на экране отдельные элементы. На это уходит пара-тройка дней. После этого оставшееся время формирую развёрнутую презентацию. Здесь и пригождается дневник, что наполняется в процессе. По нему вспоминаю ход своих мыслей, что подкрепляет презентацию. Здесь нужно уметь предугадывать вопросы, которые могут возникнуть у заказчика и заранее на них отвечать. У человека, открывающего файл, в итоге создаётся wow-эффект: он видит много слайдов, подробный разбор всего, приходит осознание, что дизайнер много работал, и желание докопаться к чему-то пропадает. Уметь объяснить работу — обязательный навык для дизайнера любой сферы.

Давай немного углубимся в процесс работы и расскажем о нём на каком-то конкретном примере?

Окей, давай на примере шрифтовой иллюстрации. Фраза «Танцуй так, будто никто не видит, завтракай так, как будто не проспал». Я нарисовал её для публикации в своём паблике, когда он получил Прометей (нововведение ВК, оказывающее поддержку авторам и сообществам с уникальным контентом — прим.ред.). В таких работах важно найти интересную композицию и расставить акценты, каждое слово должно быть своего размера, стоять на своём месте, привлекать свой процент внимания.

Здесь я начинал с маленьких набросков на бумаге. В мелких форматах проще найти композицию, уходит меньше времени. В качестве иллюстрации решил использовать будильник, соответственно, композиция будет круговая. Когда нашёл начертания, расставил акценты и каждую строчку поставил на своё место, то приступил к большому формату и детализации. После этого создал чистовой набросок, пытался искать цветовые решения и сканировал. Фотошоп помогает исправить пробелы в композиции, доработать какие-то буквы, убрать грязь, добавить текстуры, легко работать с цветом через инструмент «Карта градиента».

Был опыт, чтобы заказчик остался недоволен?

Как ни странно, пока не было случая, чтобы отказались принимать работу. Конечно, клиент может быть недоволен лигатурой или начертанием отдельной буквы. Тогда мы это обговариваем, я вношу корректировку, но в целом глобальных проблем не случалось.

Леттеринг не так сложен, как, например, веб-дизайн или айдентика, где промазать мимо цели куда проще. В моём случае это одна надпись, и если это не логотип или комплексный заказ с большим количеством нюансов, то мне не нужно проводить большое исследование, социологический опрос, изучать рынок и прочее. Достаточно просто сравнить принт на футболки для корпоративного подарка сотрудникам и брендирование линейки виски в рамках большой компании со своей философией и конкурентами. Где ошибиться сложнее?

Плюс, я не приступаю к работе до того, как не обсужу всё с клиентом и не пойму его. Всегда есть ориентиры по стилю, чёткая задача, заказчик получает несколько вариантов. Бывают случаи, когда работа не реализуется, причины бывают разные и не всегда я могу их узнать. Как-то я долго работал над принтом для мерча ресурса, который работает по подписке, а потом его заблокировали и бюджета на подобные изыски, к сожалению, не осталось.

Я так понимаю, что у тебя нет фиксированного прайса. Из чего складывается цена?

Зависит от задачи.

Во-первых, стилистика, в которой должна быть выполнена работа, аудитория, выбранные референсы. Техника напрямую влияет на цену.

Во-вторых, сложность и потенциал слова или фразы. Например, надпись в две строки, в верхней буква «g». Выносной элемент нужно аккуратно вписать в нижнюю строчку. Для этого приходится перебирать массу композиционных вариантов. Бывают заказы на логотип из 4-5 букв, и я очень долго над ними парюсь, а иногда закажут фразу на несколько строчек и она выходит с первого раза, дело идёт куда легче.

В-третьих, сроки. Если нужно сделать быстрее, чем я делаю обычно, то и цена будет выше.

В-четвёртых, формат, для которого разрабатывается леттеринг. Иногда необходимо, чтобы он подходил для разных носителей: футболка, кружка, обложка на паспорт. Всё это нужно учитывать, и порою приходится прорабатывать каждый вариант.

У тебя бывают заказы из-за рубежа. Заметил какие-то особенности при работе с ними?

Если честно, то не особо. Вся работа с зарубежными заказчиками идёт примерно так же, как и с нашими. Единственное, раньше у меня было больше заказов из других стран, а теперь перевес идёт на отечественных клиентов — активизировались. Поначалу я ставил цену ниже для наших, но теперь цена одинакова и для тех, кто пишет из Штатов, Европы, и для тех, кто из России.

Есть какие-то ограничения на заказы? Кто-то, например, отказывается работать с алкогольными брендами.

У меня нет какого-то особенного отношения, например, к табачной или алкогольной продукции, — я не видеоблогер с подростковой аудиторией, а дизайнер. Тут скорее вопрос персонального отношения, если к тебе обращается известный человек: политик или артист. Для меня играет роль, соответствует ли моим собственным взглядам та или иная акция или персона, продавать своё мнение или работать на тех, чьё дело не уважаю. С политикой сложнее: даже если тебя устраивает идея, именно с точки зрения коммерции браться за политические заказы довольно рискованно. В будущем такой проект может отпугнуть других клиентов, потому что они не будут разделять твою позицию.

Один раз написала женщина и попросила сделать надпись «Я люблю Путина», но я отказался. Она не стала задавать вопросы или уговаривать, просто ответила, что понимает.

А цену-то узнал за надпись?

Не стал спрашивать, вдруг предложила бы много! Шучу, конечно. Просто если бы спросил, ситуация выглядела бы так, будто у этого вопроса есть цена.

Можешь дать совет тому, кто решил освоить леттеринг? С чего начать?

Я бы посоветовал сначала дилетантский подход: рисовать в своё удовольствие, узнавать новых авторов, изучать чужие проекты, просто смотреть на профессионалов и пытаться повторить их работы, пробовать разные инструменты и наслаждаться процессом. Уже после можно обложиться книгами и начать подробное изучение основ. Я заметил, что академизм на первом этапе способен убить интерес к делу. В самом начале важно вдохновиться, набраться энергии, зарядиться на освоение совершенно нового, прочувствовать. Навыки приходят со временем, уже потом начинаешь искать информацию, важно полюбить дело, которое пытаешься освоить. Получить мощный заряд на будущее.

Сейчас проходит множество мастер-классов, у тебя самого был опыт их проведения. Но вот насколько они полезны в итоге?

На мастер-классы приходят и профессионалы и новички. Каждый ищет что-то своё. Сейчас я пришёл к тому, чтобы до занятия познакомиться с каждым, понять, что человек хочет узнать и какую информацию получить, а уже дальше готовиться и давать максимально полезные вещи каждому индивидуально — следующий мастер-класс постараюсь сделать именно таким.

На двухдневных мастер-классах или коротких воркшопах невозможно с нуля научить ремеслу, но можно продвинуть человека вперёд в отдельных моментах. Можно вдохновить или помочь разобраться с чем-то конкретным. На мой мастер-класс в Москве пришёл Саша Гончаров, с ним мы сейчас вместе работаем над несколькими проектами. Он моушн-дизайнер и занимается леттерингом. Мы общались после занятия, и он сказал, что я помог ему взглянуть на некоторые вещи под другим углом. Например, раньше он жалел инструмент, медленно писал и выводил каждую букву, вследствие чего надписи почти не отличались друг от друга. Я поделился опытом работы, посоветовал попробовать ускорить темп письма, меньше беспокоиться о сохранности маркеров, и его подход изменился.

Живые мастер-классы позволяют встретиться с единомышленниками, поучиться вне интернета у тех, кто в чём-то лучше. Спросить совета, пройти заранее заготовленную наставником программу, пообщаться с ним, зарядиться энергией. Мы так или иначе учимся по одним и тем же книгам и урокам в интернете, но при этом каждый смотрит на вещи по-разному. Это показывают даже несколько часов оффлайн-занятий с другими людьми. Я сам нередко получаю полезные уроки от тех, кто приходит на мои занятия: то хоткей новый узнаешь в Фотошопе, то кисточку интересную дадут потрогать. Нужно понимать зачем ты идёшь, быть активным. Задавать вопросы на таких мероприятиях очень важно. Итог: мастер-классы однозначно полезны, однако это лишь возможность узнать новую информацию, а не стать профи за несколько часов.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение