Что такое ТРИЗ
ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) — систематический метод для решения нестандартных проблем и генерации новых идей. Её главная идея заключается в том, что в основе большинства проблем лежат общие закономерности. Поэтому существует набор принципов и инструментов, которые могут помочь решить эти проблемы. Часть этих принципов мы разберём в этом материале.
Где применяется ТРИЗ
- Инженерия и технологии
- Менеджмент и бизнес
- Исследования и разработка
- Маркетинг и продажи
- Интерфейс и пользовательский опыт
Алгоритм решения любой проблемы
Сначала я расскажу, как я решал проблемы раньше: просто перебирал решения под проблему…

Другими словами, я просто искал разные решения методом «проб и ошибок», тратил много времени и надеялся на удачу. Выглядит это примерно так:

ТРИЗ же дает очень понятный алгоритм:

В этом материале мы разберёмся с этапом, когда мы только формулируем ИКР (Идеальный Конечный Результат), а в следующем материале речь пойдёт про противоречия и конфликты.
Концепция № 1 — Идеальная система
Это закономерность развития любой системы. Выглядит это так: идеальная система — та, которой нет, но её функции выполняются. Конечно, идеальность не нужно понимать буквально. Идеальность — представление об идеальности, направление, приближение к идеалу. На пути к идеалу необходимо стремиться избавиться от лишних, ненужных, неэффективных элементов. При этом важно помнить, что улучшать объект нужно так, чтобы система не потеряла смысл, не снизилась функциональность и в целом увеличился КПД системы. Другими словами — полезное действие системы стремится к бесконечности, а конструкция или вредный эффект уменьшается и стремится к нулю.
Примеры из жизни
Телевизоры
Полезное действие телевизора — трансляция изображения. Площадь изображения становится больше — во всю ширину и высоту самого телевизора, а конструкция — тоньше.

Пылесосы

Компьютеры

Домашние аудиосистемы

Наушники

Продуктовые магазины

Банки

Концепция № 2 — Идеальный конечный результат (ИКР)
Это идеальное, оптимальное состояние системы или продукта, которого следует достичь при решении проблемы или улучшении существующего решения. ИКР описывает желаемое, конечное состояние системы, в котором нет никаких недостатков, противоречий или проблем. В дальнейшем ИКР используется как целевой ориентир при генерации идей. Другими словами: мы начинаем решать задачу не с начала, а с конца. Да, реального решения мы не знаем, но мы можем представить идеальный конечный результат. Как бы нам хотелось, чтобы это задача была решена в идеальном случае? Именно такое представление открывает перед нами самые сильные решения. Мы находим идеи очевидным и понятным путем, а не случайным:

Как формулировать
ИКР можно разделить на два направления: усиление полезного действия или устранение вредных эффектов или конструкции. Для каждого направления есть свои формулировки. Они могут быть абсолютно разные — здесь представлены лишь те, которые я чаще всего встречал в качестве шаблона. Но нас никто не ограничивает в формулировках.
Усиление полезного действия:
- Задача решается сама собой
- Процесс или система достигают максимальной эффективности без создания нежелательных эффектов
- Задача решается без каких-либо дополнительных затрат или ресурсов
- Решение проблемы не вызывает появления новых проблем или недостатков
- «Полезное действие»/«функция» системы «Х» обеспечивается без участия системы «Х»
- Проблема полностью устранена без затрат и создания новых нежелательных эффектов
Устранение вредных эффектов или конструкции:
- Негативный эффект исчезает сам по себе без усилий
- Система или продукт автоматически нейтрализует негативный эффект без дополнительных действий
- Проблема устраняется без создания новых проблем или недостатков
- Негативный эффект исчезает без воздействия на другие элементы системы или окружающую среду
- То, что нам мешает, то нам и помогает
- Система (или её элемент) «Х», которая создает негативный эффект «Y» полностью устраняет эффект «Y» сама без дополнительных затрат
Примеры ТРИЗ в дизайне
Начну со своих примеров.
Проект 1
Контекст: продавец хочет повысить или понизить цены в своём магазине. Для этого он загружает или самостоятельно указывает новые цены. Но для того, чтобы повысить цену для каждого товара, нужно заполнить всего 4 поля, а чтобы понизить — 5 полей. Поэтому, в первой версии мы разделили эти 2 загрузки: отдельно на повышение

и отдельно на понижение цены:

Позже я решил объединить оба процесса в один. Я сформулировал так: «Пусть система сама определяет “понижение или повышение” и в зависимости от случая — сама подсказывает какие поля надо заполнять на экране». То есть изначально продавец видит поля для «повышения цены» (потому что их меньше) → система определяет по полю «Причина изменения цены» и сама подсказывает, какие поля надо дозаполнить:


Проект 2
Контекст: когда продавец находит аналог своему товару в магазине конкурента, он указывает внутри мобильного приложения название товара конкурента, цену и другие его характеристики. Вбивание названия товара конкурента → самый сложный этап. Пользователи не хотели или не могли заполнить товар конкурента слово в слово… Вместо названия товара конкурента «Пила дисковая Wesco WS2393.9 1ForAll 18V , Без ЗУ, Без АКБ» получалась как-то так: «Пила диск веско». ИКР: поле «Название» заполняется автоматически, без участия пользователя. Инструменты, которые нам помогут достичь такого результата:
Сканирование текста

Использование названия нашего товара

Подсказки во время заполнения

Примеры извне
Пример 1: Ошибки
Когда пользователь заполняет форму и пропускает какое-то поле или ошибается при его заполнении, то он не может отправить форму, потому что необходимо исправить ошибку. Один из вариантов ИКР: поле само говорит о том, что оно не заполнено или есть ошибка.

Усиляем ИКР: поле не только скажет, что в нём есть ошибка, а ещё и укажет, что за ошибка.

Усиляем ИКР: поле само исправит ошибку или просто не даст возможности ошибиться.
Пример 2: Создание аккаунта
В этом кейсе я предполагаю, как все развивалось. Создание аккаунта обычно состоит из уникального id и генерации надежного пароля. Яндекс просто говорит сколько символов нужно:

Mailchimp требует использовать определённые символы:

Такие требования могут быть сложными и именно шаг «Генерация пароля», скорее всего, имеет самую низкую конверсию. Идеальное поле с вводом пароля — такое поле, которое соответствует правилам надежного пароля, имеет конверсию в заполняемость 100% и заполняется само (без пользователя) . Именно такое решение предлагает Timeweb:

Пример 3: Поиск в книгах Горбунова
Бюро Горбунова реализовали идеальный поиск книг: его нет ни на одной странице, но при этом его функции выполняются. Не надо отдельно нажимать поиск → просто вводи ключевое слово или номер страницы и система сразу же откроет окно с поисковой строкой и результатами поиска.
Где применять ТРИЗ в дизайне
- Решение проблем и задач
- Работа над новым продуктом, флоу или элементом
- Общение с разработчиками
- Пользовательские исследования
- Решение ошибок в дизайне
- Везде, где надо решать нестандартные проблемы, создавать новые продукты или флоу и преодолевать противоречия
Плюсы ТРИЗ
ТРИЗ предлагает ряд инструментов и техник для анализа проблемы, выявления противоречий и генерации новых идей для их разрешения. Благодаря своей системности и фокусу на уже существующих решениях, ТРИЗ сокращает время для разработки новых продуктов или улучшения существующих. Одна из ключевых концепций ТРИЗ — методы решения противоречий, которые помогают найти решения, удовлетворяющие требованиям обеих сторон.
Минусы ТРИЗ
Концепции и методы могут быть сложными для понимания и применения. Недостаточное знание области применения снижает эффективность метода, не даёт конкретных решений, а лишь задаёт направление. ТРИЗ применима только для нестандартных проблем. ТРИЗ основана на анализе прошлого опыта и принципах эволюции технических систем, поэтому есть риск застоя в развитии и ограниченности мышления в рамках существующих концепций. Применение ТРИЗ может потребовать времени и усилий относительно конкретной проблемы и поиска идей, что не всегда подходит, когда нужны мгновенные результаты.
Идеальный вывод — вывод, которого нет, а его функция выполняется.
Обсуждение
Похожее
Шесть тезисов об идеальной электронной книге (Ярослав Грешилов)
Вдохновение в рутине: как дизайнеры организуют свой день
Большая, годная статья про историю граффити. Рекомендую к прочтению.