Плакаты времен ГДР — креативная агитация по-немецки

От Советского Союза Германская Демократическая Республика переняла не только политический режим. Например, свой курс партия обозначала с помощью плакатов. Многие из них интересно разглядывать и сегодня. Композиция, цвета, точно подобранные шрифты могут стать источником вдохновения для современных дизайнеров. Давайте отправимся в прошлое!
Дизайн-студия «Магвай»
Дизайн-студия «Магвай»
Креативный продакшн полного цикла

Недавно СЕО студии «Магвай» Нина Калаус побывала в музее ГДР. Он открылся в Берлине, в 2006 году. От других его отличает одно совсем немузейное правило: большинство экспонатов можно потрогать. Например, посмотреть одежду в шкафу или заглянуть на кухню. Но для нас интереснее оказалась стена с плакатами.

В ГДР, как и в СССР, массовое искусство создавал целый штат художников. Перед ними стояла непростая задача — рисовать плакаты, которые бы привлекали внимание, вызывали чувство сопричастности и нравились в целом. Немецкие художники были в этом профессионалами. Иногда с помощью одного цвета и нескольких образов они могли завладеть вниманием зрителей, причем не только из числа современников. Мы и сегодня разглядываем каждый плакат и разбираем его на пазлы, перенимая приёмы гэдээровских дизайнеров.

Сегодня не так важно, для чего использовали этот инструмент, хотя исторический контекст всегда интересен. Но вдохновиться и поймать след идеи можно повсюду. Никогда не знаешь, за дверью какого музея скрывается интересный дизайнерский прием или занятная цветовая гамма.

Поэтому мы перенесли часть экспонатов в виртуальное пространство. Предлагаем разобраться в символике и познакомиться с авторами плакатов ГДР.

Как Демократическая Республика использовала социалистические методы

Массово создавать плакаты для рекламы начали ещё в 19 веке во Франции. Гравер Жюль Шере печатал цветные плакаты с помощью литографии. А прототипами для них стали японские гравюры на дереве укиё-э.

В новой молодой стране РСФСР плакаты почти сразу взяли на вооружение. Доступно и наглядно, а значит, уловить нужную мысль смогут даже малограмотные. Так плакат из рекламного средства превратился в политическое, не утратив при этом художественности. Каждый мастер сохранял собственный стиль.

О плакатах, которые создавали советские художники для Западной Европы, мы писали в статье Советский маркетинг: редкие плакаты, которые рекламируют туризм в СССР для иностранцев

После Второй мировой войны Германию разделили на четыре зоны оккупации. Одна из них была советской. А в 1949 году после череды политических переделок появилась Германская Демократическая Республика (ГДР) в противовес Федеративной Республике Германии (ФРГ). ГДР признали преимущественно страны соцлагеря. Так начался период истории Восточной Германии.

ГДР иногда называли «витриной социализма». Республика переняла много советского, в том числе и плакатное искусство. При Центральном Комитете Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) существовал агитационный отдел, который курировал издательство агитации и пропаганды. Именно оно выпускало брошюры и плакаты. Ещё были книги, открытки, но именно плакаты составляли большую часть всех материалов.

Это было недорогое и весьма эффективное средство коммуникации. Плакаты развешивали на предприятиях, в общественных зданиях и городских пространствах. Многие из них сохранились и сегодня находятся не только в Музее ГДР. Около 10 тысяч экспонатов собрали в Немецком историческом музее.

Сюжеты и символы: какие плакаты создавали в ГДР

Для нас плакаты имеют не только историческую ценность. С художественной точки зрения этому направлению уделяли много внимания. Ведь чтобы произвести нужное впечатление, плакат должен быть привлекательным и красочным.

Это действительно интересные и профессиональные работы того времени, которые и в наши дни выглядят актуально с точки зрения визуала. Видно, что над ними работали профессионалы. Необходимо было привлечь внимание и вызвать отклик у широкой аудитории. Поэтому в плакатах использовали простые, запоминающиеся и прямолинейные образы с глубоким эмоциональным содержанием, чёткие линии, яркие цвета и, конечно же, читабельные лозунги. Важно было чётко и ясно выразить послание, не перегружая плакат деталями.
Заметно влияние как швейцарского стиля, зародившегося ещё в довоенный период и активно развивающегося в дальнейшем (здесь можно посмотреть работы Эрнста Келлера 20–30-х годов), так и советского агитационного графического искусства с узнаваемыми яркими иллюстративными образами и любимым советским красным цветом

Дмитрий Бондарчук,
арт-директор студии «Магвай»

Плакаты транслировали политические послания, как на примере ниже. Это была одна из их важнейших функций. Кстати, всё понятно даже тем, кто не знает немецкий.

Плакат «Решение 00» критикует планы перевооружения НАТО, 1983 год

Но были и другие темы — социальные и культурные. Например, в ГДР массово отмечали несколько праздников: 1 мая — День борьбы за права рабочего движения и 7 октября — день основания ГДР. К этим датам также выпускали яркие плакаты.

Плакат «ГДР 40», созданный к 40-летию ГДР, 1989 год
Плакат «7 октября Национальный день ГДР». Белый государственный герб ГДР со знаменем немецкого флага

Несмотря на то, что агитационные плакаты создавали и в других странах, именно в гэдээровских есть нюансы. На плакатах можно встретить американские или западноевропейские символы. Также художники прибегали к юмору, чтобы донести точку зрения партии.

Темы тоже выбирали разные. Часто можно было видеть плакаты, посвящённые производительности труда и важности сохранения мира.

Плакат «Вместе ради мира»

Художники создавали сюжеты и на социальные темы, например, об угрозе войны, но с тем уклоном, который диктовала партия. Кстати, голубь — частый персонаж плакатов ГДР.

Плакат «Вперед и не забывай… за антиимпериалистическую солидарность» изображает красный флаг и голубя мира, 1985 год

И некоторых инсталляций тоже.

Образы детей также пользовались популярностью. Они агитировали за мир во всём мире даже лучше, чем голубь.

Плакат «Ради счастья наших детей — никаких новых ракет НАТО для Западной Европы». Плакат по случаю решения НАТО разместить ракеты в Европе

Были и другие символы. Например, традиционный для советских стран молот или строительная каска олицетворяли рабочий класс.

Плакат «Соберись, коллега»

Нередко встречалась радуга. Она была символом счастья в социалистическом обществе. А кулак — знак солидарности с другими народами в борьбе против западных держав. Некоторые сюжеты едва ли отличишь от советских. Выдает только надпись на немецком.

Плакат, посвящённый крупной земельной реформе, начатой 3 сентября 1945 года в ГДР
«Всемирный фестиваль молодежи и студентов — Берлин 1973 — Столица ГДР». Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, который проводили, начиная с 1947 года
Плакат «Будущее за социализмом», 1950 год

А другие, напротив, имеют свой стиль и немецкий колорит. Например, плакат, приуроченный к 100-летию со дня смерти Карла Маркса. Чего тут только нет: начиная от портрета молодого Маркса до иллюстраций Октябрьской революции во главе с Лениным, восстания матросов в 1918 году и праздничного парада в 1983 году. Советскому флагу отвели особое место — это символ окончания Второй мировой войны и освобождения от национал-социализма.

Плакат, посвящённый 100-летию со дня смерти Карла Маркса 

Чуть позже при создании плакатов начали использовать фотографии.

Плакат с лозунгом «Борьба за мир — особенно сейчас!»

Кстати, не только профессиональные художники делали плакаты. Как и в СССР, в ГДР студенты и рабочие придумывали злободневные сюжеты и оформляли стенгазеты. Плакат вышел в народ. А в 1973 году в Восточном Берлине прошел 10-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По этому случаю среди художников организовали конкурс плакатов. Все это также помогало повышать уровень дизайна и оттачивать художественный стиль.

Ещё один плакат для Всемирного фестиваля молодежи и студентов

Сейчас интересно смотреть, с помощью каких визуальных символов формировали те или иные идеи в головах людей, какие образы использовали и как они повторяются в наше время. Если говорить о плакатах для широкой аудитории, они чаще выполнены в более лаконичном и простом стиле. Поменьше скрытого, побольше явного.

Когда радио и газеты транслируют одни ценности, ты выходишь на улицу и видишь продолжение, это создает определённое информационное поле. Яркие и эмоциональные образы, если копнуть чуть глубже, апеллирующие к животной природе человека. Например, изображение угнетённых детей, которых ты должен защищать.

Вдохновляться можно всем и всегда, плакаты обладают историей в несколько сотен лет. И за это время графический дизайн собрал приёмы, которые сейчас трансформируются в цифровую среду. Вдохновляйтесь первоисточниками!

Александр Ищенко,
senior-дизайнер студии «Магвай»

Немецкие художники-плакатисты

Клаус Виткугель

Самый выдающийся графический дизайнер и художник плаката ГДР. Виткугель возглавлял отдел дизайна Германской экономической комиссии. Именно он сильно повлиял на формирование визуальной культуры Восточной Германии.

Кстати, первые плакаты Виткугель создал ещё до Второй мировой. До 1935 года он работал художником по рекламе в группе универмагов. А с 1935 по 1937 год руководил студией берлинского рекламного агентства.

Работы Клауса Виткугеля. Плакат выставки «Наша пятилетка», 1950 год. Плакат выставки «Качество», Магдебург, 1950 год

Он часто использовал яркие образы, смелые цвета и сильные, но лаконичные символы, которые рассказывали просто о сложном. Его и сегодня считают одним из лучших немецких дизайнеров 20 века.

Хайнц Хандшик

Ещё одно важное имя в контексте искусства ГДР — Хайнц Хандшик. Он создавал много плакатов для культурных событий, например, для кинофестивалей. Одна из его знаменитых серий посвящена DEFA Indianerfilme, популярным вестернам, снятым в Восточной Германии.

Работы Хайнца Хадшика. Плакат для венгерского фильма, 8 ноября 1968 год, Восточная Германия. Плакат для чехословацкого научно-фантастического фильма «Путешествие на край Вселенной», 1963 год

Кстати, художник ушёл из жизни полтора года назад. И до последнего рисовал картины.

Инге Гюрциг

Её плакаты хранятся в Музее ГДР. Например, вот этот с надписью «Сохраните для них мир».

Плакат с шестью младенцами. Надпись «Сохраните для них мир»

Тема детей для Инге была близка. Она окончила Школу искусств по специальности «Графический дизайн», а затем тесно сотрудничала с издательством детских книг. Её иллюстрации можно найти во многих книгах, которые и сегодня продают в немецких магазинах. Нередко Инге делала карикатуры и иллюстрации для газет и журналов. Кстати, муж Инге — Эрих Гюрциг — тоже был художником. Он даже получил первую и вторую премии Министерства культуры ГДР.

Сегодня мы смотрим на эти плакаты, как на произведение искусства. Сочетание цветов, подбор шрифтов, композиция — каждый элемент выполняет свою функцию, а всё вместе производит впечатление и запоминается. Именно этого эффекта мы добиваемся в своих работах.

Другие наши статьи об интересных выставках и берлинских граффити:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение