Автор: Ян Австрейх

Переводчик, копирайтер. Дизайн и психология.

Перевод материала о том, как работать в эпоху умных машин.

В широком смысле ИИ — это машина, которая может действовать, используя человеческий стиль мышления и восприятия. Такое определение вызывает тревогу: из него следует, что в век ИИ дизайнеры не нужны. Машина сама будет придумывать идеи и создавать дизайн.

Это не совсем так.

Люди давно производят машины и технологии, которые помогают в делах. Сначала мы придумали колёса, через несколько веков — автомобили с электроприводом. Человечество постоянно изобретает технологии, которые облегчают жизнь. Мы развиваемся сами и развиваем способы своей работы.

Искусственный интеллект — технология, которая облегчит работу над дизайном. Он правда заменит дизайнеров, но сегодняшних, а не будущих. Он станет напарником и инструментом, который поможет справиться с постоянно меняющимися требованиями среды.

Раз ИИ в будущем станет нашим партнёром, с ним придётся выстраивать отношения. Для этого нужно знать, что напарник может нам предложить и на что он не способен.

Ограничения ИИ

У ИИ сложности с тремя вещами: эмоциональными нюансами, созданием оригинального контента и моральными нормами

1. Плохо понимает эмоциональные нюансы

На протяжении всей истории люди использовали эмоции как механизм выживания (пример: страх помогает уберечь себя от угрозы). Человек может узнать эмоции других по телодвижениям, тону голоса, контексту ситуации и социальным сигналам. Общаясь с другими и осваивая культурные нормы, мы учились понимать эмоции.

В отличии от нас, ИИ не может чувствовать, и он не жил долгие годы среди людей. Ему трудно понять эмоциональные тонкости.

В 2017 году учёный Джанелл Шейн пыталась научить нейросеть строить фразы для пикапа. Для этого она загрузила в компьютер тысячи фраз, с которых можно начать знакомство.

Нейросеть так и не смогла освоить этот навык. Вот примеры того, что она выдавала:

Ты свеча? Потому что ты такой горячий взгляд с тобой.

Я хочу взять моё сердце с тобой.

Ты выглядишь как вещь, и я люблю тебя.

Даже самым красноречивым людям флирт даётся непросто. Из эксперимента Шейл ясно, что научить распознавать или выражать тонкие эмоциональные нюансы машину — тем более сложная задача.

2. Не может создать оригинальный контент

Эту серию портретов написал искусственный интеллект, обученный Марио Клингеманном

Машина использовала алгоритм распознавания лиц, чтобы нарисовать картины. ИИ усвоил паттерны и в процессе работы основывался на них. Есть ли у этих картин эмоциональное наполнение и художественная ценность — большой вопрос. Но для того, чтобы машина смогла их сделать, пришлось загрузить огромные массивы данных с изображениями от технических компаний, музеев и других организаций.

3. Не понимает нормы морали

Пример ошибки алгоритма распознавания изображений. Он пометил чернокожих как горилл

ИИ учится только на данных, которые подаются в систему. Темнокожий Джеки Алсин узнал это на собственном опыте: приложение для фотографий пометило его и его друга как «горилл». Судя по всему, расистские шутки повлияли на выбор алгоритмом категории.

Проблема в том, что машинам трудно привить понятие морали. Люди не могут передать мораль объективно, в измеримых показателях, которые компьютер умеет обрабатывать. У ИИ нет собственного морального и социального сознания, поэтому он не может фильтровать входящие данные, опираясь на этику.

Это был раздел с недостатками ИИ. Теперь поговорим о том, в чём машины лучше людей.

ИИ хорошо умеет персонализировать контент, работать с множеством переменных сразу и создавать вариации

1. Динамическая персонализация

Контент, который предлагает Instagram, подбирается под пользователя и меняется в зависимости от его действий

Вспомните, что происходит, когда вы знакомитесь с человеком. Вы неосознанно начинаете судить о нём, основываясь на внешности и манерах.

ИИ делает то же самое, но принимает во внимание подсознательный выбор человека. Например, фид в Instagram меняется (динамически персонализируется) в зависимости от многих вещей: времени суток, лайкнутых постов, постов, на которых вы задержались, интересов друзей, модных трендов, местоположения и типа устройства, которым вы пользуетесь.

2. Обработка нескольких переменных одновременно

По словам Huffington Post , сегодня врачам нужно тратить около 160 часов в неделю на чтение научных статей, чтобы обновлять медицинские знания.

Машины же отлично обрабатывают сотни элементов данных одновременно. Например, IBM Watson AI может поставить диагноз быстрее и точнее, чем человек. Watson способен просмотреть более 600 000 медицинских заключений, 2 миллиона страниц медицинских журналов и найти до 1,5 миллионов карт пациентов — объём знаний, который не может удержать в голове ни один врач. В результате IBM Watson может точно диагностировать рак лёгких в 90% случаев в отличии от врачей-людей (те могут лишь в 50%).

3. Создавать вариации

Варианты упаковки Nutella Unica

Как только ИИ распознаёт паттерн, он может мгновенного сгенерировать несколько вариаций. В проекте под названием «Nutella Unica» алгоритм, опираясь на базу данных паттернов и цветов, создал семь миллионов разных версий упаковки Nutella.

Будущее дизайнеров

У ИИ и у человека есть свои сильные и слабые стороны. Как стать парнёрами?

Эволюция роли дизайнера: специализированные дизайнеры (в прошлом), продуктовые дизайнеры (сейчас) и системные дизайнеры (в будущем)

Судя по тенденциям в индустрии, роль дизайнера — превратиться из создателя в куратора.

В прошлом были графические дизайнеры, которые специализировались на знаках и символах. Потом пришли промышленные дизайнеры, которые сосредоточились на предметах и ​​артефактах. Сегодня появились UX-дизайнеры, которые работают над целостным опытом взаимодействия.

В будущем нужно будет проектировать системы и среды, которые сами работают над графикой, предметами и UX. Профессия будет называться «системный дизайнер» или «дизайнер поведения». Когда производственная сторона проектов будет более или менее автоматизирована с помощью ИИ, мы должны будем устанавливать параметры и цели для алгоритмов, которые определяют поведение систем.

Как адаптироваться к изменениям?

Вот три вещи, которые мы можем сделать, чтобы приспособиться к развивающейся роли дизайнеров.

1. Понять существующие инструменты и их возможности

Первый шаг — разобраться в видах ИИ и понять широту их применения. В этом помогут ресурсы для изучения ИИ и машинного обучения (вот ссылка на лонгрид по этой теме на русском — прим. переводчика).

Если вы хотите бегло познакомиться с ИИ, просто поизучайте существующие API-интерфейсы: Amazon Intelligence API, продукты Google Cloud AI, сервисы Microsoft Cognitive и продукты IBM Watson. Они дадут вам представление о видах входных данных и логике обучения моделей.

2. Включить этику в рабочий процесс

Этика ИИ всё ещё находится на стадии становления. Мы должны установить этические стандарты и внедрить их в системы. Подобно тому, как мы придерживаемся принципов проектирования, мы должны создавать этические принципы, если их нет. Опираться можно на существующие принципы от Microsoft и от Google.

3. Учить дизайн адаптироваться

Нужно думать не только о том, что ждут от продукта в определённых условиях. Мы должны заложить в него способность динамически адаптироваться в зависимости от меняющегося контекста и решений пользователя. ИИ поможет создать дизайн, который самообучается и меняется в зависимости от множества переменных.

Итог

Даже творческим профессиям не избежать влияния технологий. ИИ заменит дизайнеров, которые есть сейчас. Но это не страшно: с развитием искусственного интеллекта мы тоже будем развиваться и улучшать свою работу. Не рассматривайте ИИ как угрозу. Лучше воспринимайте его как партнера, который поможет расширить наши возможности.


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.