Использование мнемонических привязок (иконки, расположенные слева от названий) помогает дизайнерам запомнить значения дизайн-ценностей. Но насколько они важны на самом деле?
Принципы дизайна являются важными составляющими хорошего дизайна. Каждый дизайнер или команда дизайнеров формирует собственную систему принципов дизайна. Независимо от того, в какой компании вы работаете, даже если она не имеет отношения к дизайну, вы, должно быть, сталкивались с системой принципов дизайна. Особенно, когда организация находится на определенной стадии UX-зрелости (UX-зрелость измеряет желание и возможности компании успешно создавать дизайн, ориентированный на пользователя).
В приведенном ниже списке показаны принципы дизайна, которые применяют команды дизайнеров в известных компаниях:
Некоторые принципы дизайна необязательно используются только в рамках дизайнерской команды. Рассмотрим «10 принципов хорошего дизайна» Дитера Рамса. Изначально они были разработаны для компании Braun. Но в результате эти принципы вышли за её пределы и попали в книги по истории дизайна. Это было связано с тем, что то, как были разработаны товары для дома и аудиосистемы Braun, вызывало восхищение со стороны представителей отрасли. Рамс позаботился, чтобы каждый из его проектов отвечал принципам дизайна, которые он создал. В итоге они стали наследием для многих дизайнерских команд. Индустрия дизайна признает эффективными для использования и другие принципы, в том числе «10 эвристик юзабилити для дизайна пользовательского интерфейса» и «Принципы гештальта».
Однако возникает вопрос: если есть принципы дизайна, существуют ли принципы для дизайнеров? Безусловно, результаты как продуктового, так и UX/UI дизайна являются основным доходом любого дизайнера или дизайн-студии. При этом не упускаем ли мы те модели поведения и качества дизайнера, на которые следует обратить внимание? В духе дизайна, ориентированного на человека, можно рассуждать следующим образом: если принципы дизайна предназначены для продукта, то дизайн-ценности — для дизайнеров.
Принципы или ценности?
Проблема заключается в том, что дизайн-ценности не являются настолько значимыми, как принципы дизайна. Если среди принципов дизайна есть широко известные, то ценности дизайна еще придется поискать. Вместо них мы чаще встречаем организационные ценности. Хотя по сути в них нет ничего плохого, им не хватает привязки к контексту и эмпатии, которые необходимы дизайнерам. Они также не включают то, что так ценят дизайнеры с уникальным подходом к работе. Иногда «принципы» и «ценности» считают взаимозаменяемыми понятиями. И что еще хуже, они, как правило, повторяют друг друга и являются сложными для запоминания. Можно сделать вывод, что ценности дизайна не имеют смысла. Но действительно ли это так?
Альтернативные миры
Давайте заглянем в другие миры. Если дизайнеры используют agile-методы (или «гибкие» методы) управления проектами, они могут быть знакомы с Agile-манифестом. Он содержит четыре agile-ценности и двенадцать agile-принципов. По итогам первой встречи 17 специалистов-практиков по программному обеспечению была подготовлена декларация, в которой основное внимание уделялось методам работы команд разработчиков программного обеспечения. Тогда были сформулированы четыре agile-ценности:
- Люди и их взаимодействие имеют первостепенное значение по сравнению с процессами и инструментами
- Работающие продукты приоритетнее исчерпывающей документации
- Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта
- Готовность к изменениям имеет большую значимость, чем следование первоначальному плану
Двадцать лет спустя Agile-манифест остается актуальным для многих agile-практиков, разработчиков и собственников продукта. Несмотря на привязку ценностей в контексте собственных целей agile-организаций, они получили широкое признание среди других специалистов, включая дизайнеров и владельцев бизнеса.
В другом мире существует Брене Браун — автор, которая освящает вопросы, связанные с чувством стыда, мужеством и эмоциями. Она также подробно изложила концепцию ценностей. Вот отрывок ее книги Dare to Lead:
«Чаще всего именно наши ценности приводят нас к готовности совершить смелый поступок. И если мы спотыкаемся или падаем, нам нужны наши ценности. Они напомнят нам о том, почему мы поступили именно таким образом. Это особенно важно, если мы лежим лицом вниз, в пыли и крови». — Брене Браун, Dare to Lead.
По ее словам она определила ценности, как способ существования, или убеждения, которые мы считаем наиболее важными. Она выступает за то, чтобы наши слова превращались в действия, призывая к определенному поведению, основанному на этих ценностях: коммуникации. И когда культура в команде или организации связывает ценности с определенным поведением, люди будут знать, чего от них ожидают и за что их будут поощрять. В конечном итоге общий язык и четко сформулированные правила приводят к долгосрочным значимым результатам, включая принципы дизайна. Возможно, мы, как дизайнеры, сконцентрировались на результатах, тогда как стоит в равной степени обратить внимание на определение ценностей, которые формируют наше бытие и поведение.
Принимая во внимание все вышеизложенное, давайте начнем сначала.
Ценности дизайна. Они являются важными составляющими культуры каждой хорошей дизайнерской команды. У каждого дизайнера или у команды дизайнеров есть возможность сформулировать уникальную систему дизайн-ценностей. Независимо от того, в какой компании вы работаете, даже если она не имеет отношения к дизайну, дизайн-ценности помогут создать общий язык, основанный на конкретном поведении команды. Соответственно, это будет способствовать эффективному взаимодействию и принятию правильных решений.
В списке ниже отражена попытка собрать дизайн-ценности, которые могут встречаться в дизайнерских командах:
1) Креативность 🥐
Будучи дизайнерами, мы выходим за рамки функциональности, чтобы радовать конечных пользователей. Эстетика в дизайне достигается благодаря умению по-новому смотреть на то, что другие считают товаром
2) Эмпатия 👟
Мы прислушиваемся к тому, что говорят конечные пользователи независимо от их расы и языка. Мы придерживаемся принципов прозрачности и даем им возможность высказаться. При этом ставим себя на их место (дословно — «ходим в их ботинках»)
3) Забота 🌳
Мы должны заботиться не только о себе, но и нести социальную ответственность за мир, в котором живем. Мы помним о себе, будущих поколениях, об окружающей среде и влиянии, которое могут оказать на нее наши действия
4) Совершенство 🚪
Мы стремимся к совершенству в дизайне, где нет руководства к действию, а есть только процесс самопознания. Мы придерживаемся правил и хотим достигать результатов, которые удовлетворяют потребности пользователей
5) Совместная работа 🐝
Мы работаем вместе с другими людьми, у которых есть собственные уникальные взгляды. Мы выходим за пределы мнения одного человека и постоянно тестируем наши идеи с окружающими
Ценности соответствуют принципам
Некоторые из вас заметили, что рядом с названиями дизайн-ценностей были использованы мнемонические иконки. Они создают мысленные ассоциации между двумя объектами, тем самым помогая людям быстрее запомнить все дизайн-ценности.
Возьмем, к примеру, первую ценность — креативность. Напротив нее расположен эмодзи «круассан». В это случае он может ассоциироваться с ремесленниками-пекарями, известными тем, что они создают красивые и креативные пирожные. То есть круассан в данном случае олицетворяет творчество для дизайнера. Вторая иконка — обувь. Она ассоциируется с идиомой «ходить в чужой обуви» (или «ставить себя на место других»). Третий эмодзи — дерево, которое обозначает экологичность и заботу об окружающей среде. Четвертая иконка — двери. Они ассоциируются с дверями Нормана (прим. Дверь Нормана — дверь, по виду которой непонятно, нужно её тянуть или толкать. То есть это собирательный образ предметов, дизайн которых является двусмысленным и требует доработки). В данном случае двери требуют совершенства при создании дизайна. Наконец, пятый эмодзи — пчела. Она ассоциируется со сплоченной работой и поиском нового опыта за пределами зоны комфорта.
Сочетание названий с картинками из реального мира и использование распознавания в качестве техник запоминания знакомы многим дизайнерам. Фактически они взяты из более ранних дизайн-принципов: «10 эвристик юзабилити» (эвристика №2 и №6). Вместо того, чтобы рассматривать ценности и принципы дизайна в отрыве друг от друга, возможно, было бы полезно, чтобы и те, и другие оказывали влияние друг на друга с целью повышения эффективности процесса проектирования.
Новый язык?
В конечном счете, дизайнерские команды должны рассмотреть вопрос об определении единой системы ценностей для дизайнеров. Они могут четко их сформулировать в дизайн-системах и на веб-сайтах. Также есть методы, например, мнемотехника, которые могут помочь быстро запомнить значения дизайн-ценностей. Будучи дизайнерами, мы можем изменить ситуацию как для конечных пользователей, так и для самих себя.
Любопытно узнать от коллег-дизайнеров, какие дизайн-ценности есть в их командах и как они реализуются на практике. Ниже вы найдете несколько ссылок на компании, у которых есть собственные дизайн-ценности. С нетерпением ждем расширения этого списка на основе ваших ответов!
Дизайн-ценности известных дизайнерских команд, компаний, ориентированных на дизайн, и другие ресурсы: DBS, IDEO, Zappos, Open source collection of Design Principles.
Обсуждение
Похожее
Джеймс Фостер протестировал иконку «плюса» и «шеврона» (указывающий вниз уголок), чтобы понять, что работает лучше, когда надо скрыть содержимое и позволить пользователю его раскрыть.
Как повысить доход и зарабатывать выше рынка
Не сайтом единым: клиентский опыт в eCommerce и частые ошибки