Гармония в музыке и дизайне транспортных схем

В своей лекции о дизайне и музыке я сравнивал эти два направления с точки зрения психологии восприятия. Советую обязательно посмотреть запись. За прошедшее время я сделал еще одно наблюдение о связи дизайна и музыки, но уже с прикладной точки зрения: решения задач по гармонии и работы над транспортными схемами
Стёпа Гирич
Стёпа Гирич
Графический и навигационный дизайнер в Студии Лебедева, музыкант по образованию. Телеграм-канал с мыслями и набросками

Когда я учился в музыкальном училище, был у нас такой предмет — ✨«гармония»✨. Я его не любил. Грубо говоря, он изучает и описывает то, как между собой взаимодействуют аккорды. На этом предмете бóльшую часть времени мы решали задачи. Это чем-то похоже на решение уравнений по алгебре, но на задачу уходит часа полтора-два (при хорошем раскладе), и результат можно сыграть на фортепиано (приятный бонус и преимущество перед алгеброй).

Вот классический пример задачи:

Пример выше должен превратиться в это:

Желтым цветом выделен исходный материал, а все остальное требуется достроить самостоятельно. Но не абы как, а по определенным правилам. Аккорды (столбики из нот) должны быть правильно построены по вертикали и верно связаны между собой по горизонтали. Звуки должны идти плавно, не пересекаться и т. д. (правил о-о-очень много — целый учебник).

Из каждого столбика с нотами изначально была дана только верхняя. Остальные три ноты (выделены красным)надо дописать. Они могут быть почти любыми. Комбинаций того, как можно решить это место — плюс-минус десять (которые будут верны только для этого столбика, при этом все они должны быть верно связаны и по горизонтали между собой).

Иногда четыре из десяти могут оказаться правильными, а иногда лишь один. Но самое страшное, что не всегда получается вовремя это понять.

Представим, что задача была решена до определенного места, но впоследствии пришлось остановиться, потому что иначе никак не получается продолжить так, чтобы и дальше все было верно.

Что же произошло? В том самом столбике мы выбрали неправильный вариант. И нас это завело в тупик почти в самом конце.

И ключевое для нашего сравнения: придется откатиться назад до этого места, все стереть, выбрать удачный аккорд и начать заново. Изменение в одном месте заставляет переделать все, потому что все аккорды между собой связаны.

В этот момент все музыканты почувствовали боль…

А что же насчет схем? Возьмем пример ниже. 

На первом кадре — схема метро, на которой использовался студийный шрифт Директ. Позже у Дептранса Москвы появился свой Москоу Санс, и в студию пришел запрос на изменение гарнитуры.

Казалось бы — изменение незначительно, но как оно растрясло схему!

Подборка примеров со схемами — из книги Ильи Бирмана «Дизайн транспортных схем»

А что будет, если чуть-чуть подвинуть станцию? Или фрагмент линии? Небольшие изменения в одном месте влекут за собой последствия почти на всей схеме. Подвинул одну станцию — а менять надо почти все. Как и в решении задач по гармонии.

Все потому, что схема тоже строится по своим принципам: чтобы не было комков из надписей, чтобы не было дырок, чтобы было как можно меньше изгибов, как можно меньше различных пересечений и много другого. В общем, чтобы все было ✨гармонично✨.

Ниже — процесс создания альтернативной схемы метро и электричек Берлина Паши Омелехина. Видно, как схема постепенно утрясается:

Или вот еще один пример дизайнера Петра Бату­рин­цева — результат двух месяцев работы, макеты, наложенные друг на друга:

Из всего, что я описал выше, можно сделать красивый вывод, что дизайн и музыку определяет стремление к гармонии.

✨Хорошая схема = гармония✨.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение