В 1980-м году пожилой итальянский архитектор Этторе Соттсасс приглашает к себе молодых дизайнеров и предлагает им вместе создавать новую мебель. Образуется интернациональная группа, которая назовёт себя и в честь древнеегипетского города, и в честь небольшого американского городка — Мемфис.
В 1981 году в Милане они представляют первую коллекцию. И сразу удача — огромная толпа, эстетический шок, дизайнерская дискуссия. Мебель, светильники, часы и керамика выглядят максимально непривычно.
Мемфис приковывает к себе внимание.
Их взгляды были ответом на долгое доминирование модернизма в дизайне. «Форма следует функции», «Больше — значит меньше» и прочие воззрения архитектурных классиков 20-го века успели надоесть. Действия молодых дизайнеров идут в обратную сторону. О Мемфисе часто говорят, как о начале визуального постмодернизма и деконструктивизма.
Когда я был молод, всё, о чём мы когда-либо слышали, был функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен быть ещё и чувственным и захватывающим
Одной из наиболее ярких работ Этторе Соттсасса был книжный стеллаж «Carlton», созданный из дерева и пёстрого ламината. Абсолютная предметная трансформация. Carlton становится символом Мемфиса.
Это потрясло одних и позабавило других, но всех без исключения присутствующих на ярмарке эта вещь и вся коллекция в целом заставила испытать сильное возбуждение
New York Times
Ещё одним узнаваем образом стала «Superlamp» Мартина Бедена. Голубой полукруг с дугой из лампочек и колесиками машинки — работа с несуразностью, детской игрушечностью и антисерьезностью.
Яркие цвета, асимметричные формы и непредсказуемая геометрия.
Мемфис был известен своим необычным подходом к использованию материалов в дизайне. Группа активно экспериментировала и сочетала то, что раньше было несовместимо. Например, буфет «Beverly» сочетает в себе хромированную сталь, ламинат, кожу и цветную лампочку. Контрастно, но концептуально — людей интересует новый подход.
Мемфис столкнулся и с заслуженной критикой за свою непрактичность. Их мебель, конечно, была искусством, но сидеть на ней было неудобно. Дизайнеры отказывались от решения функциональной задачи, увлекаясь часто исключительно внешней стороной.
Дизайнерская группировка проживёт 7 лет, и навсегда останется частью той эпохи, в которой она родилась. Цвета изменятся, геометрия тоже — следующие поколения найдут новые формы.
Обсуждение