Система городского транспорта — одна из наиболее важных сфер, где можно применить опыт дизайнеров всех направлений, поэтому мы очень рады, что нам удалось повлиять на нее не только через графическое оформление, но и создание ее материальных объектов, носителей дизайн-кода.
Совсем недавно запустили трамвай в фирменной айдентике транспорта, однако первый шаг был сделан раньше: новые остановочные комплексы с 2024 года постепенно появляются во всех районах Екатеринбурга. Реализация полноценного эксклюзивного дизайна и конструктива остановок, разработанного специально для нашего города, несомненно, крутое и значимое достижение! До этого мы уже принимали участие в их редизайне, но только в части оформления фризов и предложений по изменению табличек с расписанием и вот теперь в нашем городе появились «фирменные» остановочные комплексы.
Работа над ними началась очень давно. Предлагаем узнать их историю развития и внедрения с самого начала.
С чего всё началось?
Внимание к внешнему виду объектов городской инфраструктуры активно проявилось в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. До этого остановки представляли собой совершенно разные разрозненные конструкции.

Поэтому постепенно стали внедрятся остановочные комплексы представленные в виде классического, так называемого «французского» типа, и заодно с ними внедрялись массивные унифицированные киоски, совмещенные с остановкой.

В новом проекте было решено сохранить визуальную преемственность с классической остановкой с точки зрения легкости и прозрачности конструкции, но при этом увеличить габариты и добавить местной идентичности через формообразование элементов дизайн-кода и тем самым уйти от типовых решений, используемых во многих городах.

Как обстоят дела в других городах?
Даже в Москве применяется не эксклюзивная, а массово распространенная конструкция, основанная на характерном алюминиевом профиле. Она получила большую популярность в России, и теперь часто копируется в немного видоизмененном виде в разных городах страны. Изначально столица заказала проект у американской компании Billing Jackson Design в 2015 году, а объекты городской среды с таким дизайном появились в Бирмингеме еще в 2012 году.

Конкурс
В 2020 году был объявлен конкурс на дизайн новой остановки для Екатеринбурга.
В нем победил вариант от нашей команды. Планировалось, что новые остановки должны были появиться к 300-летию города в 2023-м, но по факту это произошло немного позже.
Первоначально внешний вид задумывался с акцентом на активную полигональную крышу, как продолжение стилистики других уже внедренных объектов дизайн-кода города.


Однако для реализации в серии концептуальный проект был существенно переработан. Последующий эскизный этап был сосредоточен на поиске более изящной и простой конструкции. Вот некоторые из вариантов.



В итоге от усложненной крыши пришлось отказаться по технологическим причинам, а полигональный мотив нашел отражение в форме двойных боковых опор, выполненных из квадратного профиля и образующих граненую поверхность благодаря простому развороту под 45 градусов.

Мы предусмотрели стёкла трёх типов, это снижает затраты на монтаж, так как при поломке одного стекла его легко и быстро заменить.

В течение нескольких месяцев при тесном взаимодействии со специалистами транспортного комитета команда дизайн-кода вела работу по приведению облика объекта к соответствию всем требованиям и параллельно разрабатывала техническую документацию.

Итоговый вариант
Остановка сохранила оригинальную стилистику, но без каких-либо излишеств и дополнительных затрат на сложные технологические операции. Типология была приведена к модульному принципу, а остановка получила 3 основных исполнения:
— автобусная версия с широким остеклением;
— версия с рекламной стелой сити-формата;
— трамвайная с укороченной крышей.

Также за счет модульности можно менять длину и оснащенность остановки дополнительными функциями в зависимости от востребованности места установки.

Основная сложность проекта заключалась в необходимости учесть одновременно пожелания различных групп пользователей, прежде всего пассажиров и сервисных служб. Одно из самых понятных и распространенных – максимальная защита от нашего сурового климата. Поэтому во всех вариантах проектом предусматривалась также и полностью закрытая конструкция.

Тут стоит отметить, что основное условие для создания хорошей остановки — это стабильная и предсказуемая работа общественного транспорта, когда у пассажиров нет необходимости его долгого, непредсказуемого ожидания. Именно поэтому остановка не должна превращаться в объект капитального строительства со всеми удобствами, требующих более значительных затрат на содержание.
В нашем проекте климатическая защита обеспечивается увеличенной площадью крыши и более широким боковым остеклением. При необходимости она может опционально оснащаться встроенными инфракрасными обогревателями.
Для запуска в серию нами был предварительно изготовлен первый опытный образец. После испытаний в реальных условиях, пришлось пересмотреть некоторые узлы. Это увеличило время работы над проектом, зато мы убедились в надежности финального варианта.

Первая серия
Первые серийные остановки появились в городе ровно год назад в апреле 2024 года. С этого времени происходит постепенное обновление остановочных комплексов и приведение их к единому стандарту. В 2025 году обещают поставить аж 300 новых остановок!




Что на счёт освещения?
Теперь остановки имеют встроенное освещение на крыше с приятным теплым оттенком. Дополнительный и неожиданно интересный эффект киберпанк-подсветки получился благодаря боковому медиа-экрану.
Цветная рекламная графика переотражаясь в стеклах и крыше, дополнительно выделяет остановку в темное время суток, но не превращает ее в дико кричащий видео-поток. Его восприятие, конечно, во многом зависит от контента и динамики — тут, к сожалению, некоторым пассажирам такое воздействие пришлось не по нраву. Однако важно понимать, что новые остановки удалось внедрить благодаря рекламному оператору и их интеграции с носителем медиа-экрана.




Обширная площадь остекления создает необходимую обзорность и безопасность, однако она же повышает и вероятность столкновения пассажиров с остановкой при определенных условиях освещения, поэтому по ее периметру мы нанесли специально разработанный паттерн по мотивам графической айдентики города.


Исполнение без рекламной медиа стелы, но с подсветкой фриза и табло прибытия транспорта




Приходите к нам за остановками мечты! Почта для связи mail@ekaterinburg.design
В ролях:
Дизайн-код Екатеринбурга
Паша Омелёхин, куратор проекта
Алексей Быков, промдизайнер, фотограф
Сергей Шашмурин, промдизайнер
Михаил Череда, шрифтовой дизайн
Анастасия Туманова, графический дизайн
Вика Шмонина, графический дизайн
Виталий Рожко, фотограф
Администрация Екатеринбурга
Анастасия Тимофеева, куратор проекта
Дмитрий Дворников, куратор проекта
Обсуждение