Сегодня знакомимся с выставкой «Зеркало большой идеи» из Русского дома в Берлине. Там побывала СЕО дизайн-студии «Магвай» Нина Калаус. В небольшом пространстве организаторы собрали советские плакаты, которые художники создавали для иностранных туристов. Коллекция принадлежит Анне Вильгельмине и Оливеру Кемпкенсу. Оливер долгое время был связан с Россией, а плакаты — его хобби, на которое он, кстати, уже потратил десятки тысяч долларов.
Акционерное общество «Интурист»
Сам жанр плаката был известен и до революции. Например, эту форму активно использовали для рекламы во Франции. Родоначальником считается художник Жюль Шере. Но именно в молодой стране, которая сначала называлась РСФСР, а потом объединилась в Союз ССР, плакат стал править балом.
Политические, сатирические, учебные, детские — плакаты создавали почти на любую тему, а печатали тысячами. Была в советское время, как ни странно, и реклама. Ставку на плакаты сделали и в Государственном акционерном обществе «Интурист». Именно этой организации принадлежат те самые одноименные гостиницы, которые построили в крупных городах страны.
ГАО «Интурист» появилось в 1929 году. Но идея показать иностранцам новую страну, которая построена на принципах социализма, была и раньше. В 1925 году начало работу Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), с которым сотрудничали и Маяковский, и Шостакович, и другие деятели культуры.
В течение 1920-х и 1930-х годов Советский Союз посетили около 100 тыс. иностранцев, включая десятки тысяч европейских и американских писателей, специалистов разного рода, ученых, деятелей искусства и интеллектуалов, позднее изложивших свои впечатления от лицезрения советского эксперимента.
Из книги «Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 годы» Майкла Дэвида-Фокса
Туристы также были одним из способов заработать. Но как рассказать о такой прекрасной стране, «где так вольно дышит человек»? Именно плакат мог показать всю привлекательность советских городов.
Подход к созданию рекламы был серьезным. Пожалуй, сегодня это бы назвали туристическим маркетингом. Чтобы выгодно представить перспективы поездки в СССР, в «Интуристе» не просто собирали на плакатах достопримечательности, а создавали образы крупных городов, показывали их идентичность. При этом иностранцам предлагали увидеть разную Россию.
С государственным акционерным обществом работали многие художники. Имена некоторых остались в той эпохе, когда они творили. Но их произведения до сих пор живы и перепродаются уже не за те самые советские копейки, а за доллары и евро. И валюта, которую так хотели привлечь в СССР с помощью плакатов, продолжает поступать, правда, теперь оседает не в госбюджете.
Георгий Савицкий
Он был одним из самых известных и опытных художников «Интуриста». Сын известного в своё время художника-передвижника Константина Аполлоновича Савицкого. В советское время Савицкий создавал плакаты, писал картины, иллюстрировал художественные произведения. В годы войны он был одним из тех, кто выпускал малотиражные трафаретные плакаты «Окна ТАСС». Сегодня работы художника хранятся в крупнейших музеях страны, например, в Государственной Третьяковской галерее.
Мария Нестерова-Берзина
Она сама родилась в Самарканде и для «Интуриста» создала ряд плакатов, которые были посвящены южным городам. Нестерова-Берзина любила темы спорта, путешествий. Её стилю свойственны геометричность и цветовое разнообразие. За свою жизнь она создала сотни плакатов.
Николай Жуков
В 30-е годы он активно создавал плакаты для «Интуриста». Вплотную также занимался рекламой: это и макеты меню, и программы для туристов и многое другое. Кстати, именно Жуков оформил пачку папирос «Казбек». В 1935 году четыре из пяти плакатов художника заняли первое место на Всесоюзном художественном конкурсе на лучший рекламный плакат «Интуриста».
Кстати, плакаты советских художников признавали и за границей. Тот же Николай Жуков, а также Виктор Климашин стали лауреатами конкурса в Лондоне. А в 1948 году реклама, которой привлекали интуристов, взяла премию в Вене.
Как отмечают исследователи, плакаты 30-х годов близки к стилю ар-деко, для которого характерны геометрические линии, узоры, чёткие линии, выверенная композиция. При этом каждый художник добавлял свои детали, так что внимательно изучив плакаты, можно определить того или иного автора.
Как Оливер Кемпкенс стал коллекционером плакатов
У Оливера Кемпкенса достаточно пунктов для блестящей самопрезентации. Он учился в Стэнфорде, преподавал в Германии, Кыргызстане, Швейцарии, Австрии, работал в «Сбербанке». Был директором международной хедхантинговой компании. Успел создать первый онлайн-банк криптовалюты и провести социологическое исследование про любопытство как движущую внутрикорпоративную силу. Но для дизайнеров Оливер интересен прежде всего тем, что он — эксперт в дизайн-мышлении и даже выпустил одноименную книгу.
Свой первый плакат Оливер купил в 17 лет в Латвии, точнее это была репродукция. На оригинал пришлось копить. Так он начал собирать коллекцию, которой уже более 20 лет. За это время Оливеру удалось найти около 40 плакатов. Сегодня их общая стоимость — десятки тысяч долларов и миллионы в рублях. За самый дорогой экспонат он заплатил 24 тысячи долларов. Но привлекает коллекционера не только потенциально растущая стоимость, но и эстетика.
Один из любимых плакатов Оливера — «Ленинград». В интервью немецкому телевидению хранитель советской истории отметил, что в нём есть глубина, которая требует интерпретации. Две веревки, перекинутые через картину, словно излом, разделительная полоса.
Неожиданно было встретить среди плакатов рисунок, посвященный Сталинграду. Конечно, художники не могли обойти стороной город-герой, который после Второй мировой был на слуху у многих за границей. Но обнаружить именно этот плакат в коллекции — почти случайность. Оливер, кстати, отметил, что он напоминает ему о первых каникулах в России.
Конечно, одним из самых востребованных «брендов» СССР была Москва и такие узнаваемые Кремлёвские Башни, которые хотели увидеть многие иностранцы. Поэтому «московских» плакатов на выставке сразу несколько.
Привлекали туристов и знаменитой русской зимой, показывая на плакате, чем можно будет заняться.
Кстати, Оливер не просто собрал плакаты, но и начал изучать историю, подразумевая, что в будущем коллекция перейдёт к его дочери. Именно поэтому Оливер углубился в детали, а затем даже выпустил книгу «Зеркало большой идеи», в которой рассмотрел, как плакаты иллюстрировали развитие СССР. Автор считает, что рисунки в какой-то степени противоречили государственной доктрине и были своего рода политическим компромиссом. Но это лишь подчёркивает их уникальность.
Надеемся, вам понравилась эта виртуальная экскурсия по мотивам Back in the USSR. Создание постеров и афиш — одно из ярких направлений в дизайне и сегодня. Например, для digital-стендапа MIND-15 мы каждый раз придумываем новую обложку. Поэтому нас подобные выставки точно вдохновляют!
Обсуждение
Похожее
Айдентика бразильского архитектурно-интерьерного бюро Estúdio J-Ribeiro
Работы Марка Уртасуна, цифрового художника из Барселоны
Редизайн линейки плавленных сыров «Азбука сыра»