Привет, мои дорогие читатели!

Раз у рассылки номер 42, не откажу себе в удовольствии поделиться с вами тем, что недавно узнал. А узнал я, почему именно 42 стало ответом на «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого» в романах Дугласа Адамса. Вот его собственные слова:
 
The answer to this is very simple. It was a joke. It had to be a number, an ordinary, smallish number, and I chose that one. Binary representations, base thirteen, Tibetan monks are all complete nonsense. I sat at my desk, stared into the garden and thought ‘42 will do.’ I typed it out. End of story.

Ответ на это очень прост. Это была шутка. Это должно было быть число — обычное, небольшое число — и я выбрал это. Двоичное представление, тринадцатеричная система счисления, тибетские монахи — всё это полнейшая бессмыслица. Я сидел за своим столом, уставившись в сад, и подумал: «42 подойдёт». И напечатал его. Вот и вся история.

Вот так. Не стоит везде искать скрытый смысл. Зато в творческом труде стоит давать шанс спонтанным, интуитивным решениям.

И ещё стоит читать Дугласа Адамса. Если не читали, рекомендую. Его фантастические романы очень увлекательные, смешные и добрые.
В дайджесте много картинок, и в некоторых почтах письмо показывается не полностью, обрываясь на середине. Если у вас так, то откройте его в браузере.
Приятного чтения.

Лучшие новые посты на Оди


Novapattern — небольшая коллекция ярких бесшовных паттернов

Каллиграфия Виктора Фицнера для методического пособия по рулингпену

Цитаты из книги


В этот раз Наташа выбрала для вас интересные цитаты из книги Эрнста Гомбриха «История искусства». Надеюсь, они помогут вам определиться, стоит ли читать книгу целиком.
 
Нет большего препятствия для наслаждения великими художественными творениями, чем наша неготовность отказаться от предрассудков.

Важно понять эту исходную позицию: вся история искусства представляет собой не историю прогрессивного накопления технических навыков, а историю меняющихся идей и критериев.

Желание отличиться, наверное, не самый высокий и не самый глубокий из побудительных мотивов художника, но отсутствует он крайне редко. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.

Есть два вопроса, которыми необходимо задаваться всякий раз, когда мы встречаемся с искажениями натуры. Во-первых: не было ли у художника своих оснований для видоизменения внешней реальности? По мере знакомства с историей искусства мы больше узнаем о таких основаниях. Во-вторых, прежде чем осудить произведение за «неправильность», необходимо убедиться в собственной правоте и неправоте художника. Мы слишком склонны к поспешному вынесению вердикта: «Такого не бывает!». Наше мышление обладает забавным свойством — полагать, что природа должна быть всегда такой, как на привычных нам картинах.

Примитивные народы иногда не видят разницы между реальностью и изображением. Когда один европейский художник зарисовал стадо в африканской деревне, ее жители были удручены: «Если вы увезете наших животных, как же мы будем жить?».

Египтяне запечатлели в искусстве свое знание о реальных предметах, греки — их видение, в Средние века художник стал выражать свои чувства. В суждениях о средневековом искусстве нельзя упускать из виду эту установку сознания. Ведь художники рассматриваемой эпохи не стремились ни к натуроподобию, ни к чувственной красоте. Они хотели донести до своих собратьев по вере духовное содержание Священной истории.

Каждый греческий скульптор задавался вопросом, как ему самому надлежит изобразить данную конкретную фигуру. Египетское искусство основывалось на знании кодекса. Греки доверились зрению.

В мощи романских строений воплотилась идея Церкви воинствующей, ограждающей людей от разгула греха. Новые соборы несли верующим видение иного мира. В проповедях и гимнах того времени воспевались жемчужные врата Небесного Иерусалима, драгоценные украшения его стен, улицы из чистого золота и прозрачного стекла (Откр. 21). Теперь видение спустилось с небес на землю. В этих творениях уже не было суровой неприступности. Вместо стен — стеклянные поверхности, сверкавшие рубиновыми и изумрудными цветами. В пилонах, нервюрах и каменных кружевах мерцало золото. Исчезло все, что напоминало о земной тяжести или ее тяготах. Верующим, предававшимся созерцанию этой красоты, чудилось, что они, преодолев материю, возносятся к таинственным высотам потустороннего мира.

Когда сторонники поклонения иконам, подвергавшиеся гонениям в течение столетия, вновь восторжествовали, церковную живопись уже нельзя было рассматривать как иллюстративное пояснение для неграмотных. Теперь она стала отблеском сверхъестественного мира. Поэтому православная церковь не допускала своеволия художников. Подлинный сакральный образ или икона Богоматери — это освященный вековой традицией канонический тип, но никак не любая красивая картина, изображающая женщину с ребенком.

Итак, в Византии требовали от художников почти столь же неукоснительного соблюдения традиции, как в Древнем Египте. Но здесь есть и другая сторона. Строгое следование древним образцам способствовало сохранению античных приемов в трактовке лиц, жестов, драпировок. В типичном для византийского искусства алтарном образе Богоматери непросто увидеть связь с древнегреческой живописью. И все-таки в пластике складок, обтекающих тело, лучащихся вокруг колен и локтя, в приемах светотеневой моделировки рук и лица, даже в формах широкого изгибающегося трона угадываются эллинистические первоисточники. Византийское искусство, при всей его статичности, все же было ближе к натуре, чем западноевропейское искусство последующих веков. С другой стороны, значение освященной традиции, необходимость следовать заданным нормам в изображении Христа или Пресвятой Девы препятствовали проявлению личности художника. Но тенденция консерватизма нарастала постепенно, и было бы ошибочным полагать, что художники той эпохи не обладали творческой свободой. Ведь именно они превратили простые иллюстрации раннехристианского искусства в крупные циклы величественных сакральных образов византийских церквей.

Есть, однако, и огромная разница между греческим и готическим искусством, искусством языческих храмов и искусством соборов. Греческий художник V века до н. э. был увлечен строением прекрасного тела. У готического мастера все пластические завоевания служили иной цели — представить эпизод священной истории с максимальной наглядностью и эмоциональной выразительностью.

В Средние века не существовало портрета в нашем понимании. Художник представлял некую условную фигуру, дополняя ее отличительными знаками: короля — короной и скипетром, епископа — митрой и посохом; чтобы устранить все сомнения, он мог внизу приписать имя изображенного. 

Импрессионисты открыли, что глубокие тени, те самые, которые Леонардо использовал для лепки форм, исчезают при солнечном свете и на открытом воздухе, и потому отбросили этот традиционный метод. Теперь они сделали следующий шаг, размывая очертания сильнее, чем кто-либо из художников предшествующих поколений. Они осознавали, что человеческий глаз — это замечательный инструмент. Стоит лишь дать ему намек, и воображение зрителя построит цельную форму.

И все же некоторые художники все более сильно ощущали, что в результате поисков новых декоративных и технических приемов в самом искусстве что-то умирало. И это что-то они отчаянно пытались вернуть. Мы помним, что Сезанн ощущал утрату чувства порядка и равновесия, полагая, что озабоченность импрессионистов сиюминутностью происходящего заставила их забыть о неизменных и стабильных формах натуры. Ван Гог чувствовал, что искусство, отдаваясь во власть зрительных впечатлений и изучая лишь оптические свойства света и цвета, утрачивало глубину и страсть, через которые художник только и мог передать свои чувства другим людям. И наконец, Гоген был полностью неудовлетворен той жизнью и тем искусством, какие его окружали. Он страстно искал чего-то более простого и чистого, надеясь обрести это среди «примитивных» народов. То, что мы называем современным искусством, выросло из этого чувства неудовлетворенности, складывающегося из множества оттенков, и различные решения, которые нащупали эти три художника, стали фундаментом в формировании трех направлений современного искусства. Искусство Сезанна в конечном итоге привело к кубизму, зародившемуся во Франции; искусство Ван Гога — к экспрессионизму, получившему основное развитие в Германии; и наконец, от Гогена дорога ведет к различным формам примитивизма.

Видения Лоррена настолько пленили его английских почитателей, что они принялись подгонять под них реальную природу, а естественный или парковый ландшафт, напоминающий полотна французского мастера, стали называть «живописным». Теперь мы считаем «живописными» не только руины и закаты, но и скромные виды с мельницами и парусниками вдали. Они напоминают нам картины Влигера, ван Гойена и других голландцев. Именно они открыли людям глаза на живописность скромной природы. Отправляясь на загородную прогулку, любуясь окрестностями, мы чаще всего и не догадываемся, что эти наслаждения подарили нам скромные художники, именуемые «малыми голландцами».

Каждому, кто пытался нарисовать лицо, хотя бы схематично, должно быть известно, что физиономическое выражение зависит в первую очередь от уголков губ и глаз. И именно их Леонардо прикрыл мягкими тенями. Поэтому настроение модели неуловимо, выражение ее смутной улыбки постоянно ускользает от нас. Но дело не только в заволакивающей лицо туманности. Леонардо отважился на смелый прием, который мог позволить себе только художник его масштаба. При внимательном разглядывании картины мы замечаем расхождение между ее правой и левой частями. Оно наиболее очевидно в словно возникшем в сновидении пейзаже, простирающемся за спиной Моны Лизы. Горизонт его левой части значительно ниже, чем правой. Поэтому когда взгляд переходит влево, фигура словно вырастает, поднимается над пейзажем. С изменением направления взгляда меняется и лицо, в котором также нарушена симметрия.

В Италии художники круга Брунеллески выработали метод, который позволял воссоздать натуру с почти научной выверенностью. Они начинали с изучения перспективы, анатомии и, построив пространственную коробку, размещали в ней фигуры в соответствии с найденными закономерностями. Ван Эйк двигался в прямо противоположном направлении. Он терпеливо накапливал детали, шаг за шагом приближаясь к иллюзии реальности, добиваясь впечатления зеркального отражения. Это различие подходов в итальянском и Северном Возрождении сохранялось в течение долгого времени. Увидев картину, в которой тонко проработаны поверхности вещей, цветов, драгоценностей, богатых тканей, мы с уверенностью можем сказать, что она принадлежит кисти северного, скорее всего — нидерландского мастера. Точно так же картина итальянской работы будет отличаться четко очерченными контурами, уверенно построенной перспективой и красивыми, хорошо вылепленными формами человеческих фигур.

Во зло или во благо, но художники начала XX века должны были стать изобретателями. Чтобы привлечь внимание, им нужно было постоянно искать оригинальности, а это все-таки иное дело, нежели то, чем занимались великие художники прошлого, — совершенствование мастерства, обогащение копилки изобразительных приемов. Любое отклонение от традиции, способное привлечь сторонников и заинтересовать критиков, приветствовалось как новый «изм», указывающий дорогу в будущее.

Лучше вообще ничего не знать об искусстве, чем обладать полузнанием сноба.

Статьи и новости


Наука на страже интерфейсов: как сделать кнопки в приложении по-настоящему удобными

Статья основана на двух исследованиях, в которых ученые выясняли процент промахов в зависимости от размера кнопок на экранах смартфонов. Одно 2006 года, другое 2011. Причем во втором случае специально была создана игра для Андроида, где очки давали за попадания по кругам разных размеров. Игру скачали 100 тысяч раз, и выборка составляет 120 миллионов нажатий. Автор упоминает и другие исследования, согласующиеся с этими, но не приводит ссылок.

Выводы из всего этого такие: 
  1. Закон Фиттса работает. Чем больше кнопка, тем в неё проще попасть. Но зависимость логарифмическая, поэтому с ростом размера скорость уменьшения % ошибок снижается. Другими словами, после определенного размера увеличение кнопок не приносит заметного прироста верных нажатий;
  2. Оптимальный размер элемента на тач-экране лежит в пределах от 10 до 13 мм.

Разрабатываем руководство по стилю: основы создания невероятных продуктов

Перевод статьи Джонатана Уайта «Designing a styleguide: elements that go into building compelling products».

Руководство по стилю, или Style Guide помогает разрабатывать цельный и единообразный продукт. В статье описывается, что конкретно в него нужно включать и в какой последовательности. Коротко перескажу.

Сначала спроектируйте продукт, и только потом потом создавайте руководство по стилю. Начинать с создания руководства не стоит. Сначала нужно понять, что работает, а что  —  нет. Потом можно приступать к стандартизации.

В руководство должны входить такие разделы: 
  1. Принципы, на которых выстроен стиль. Не слишком очевидные и достаточно конкретные. Чтобы помогали дизайнеру принимать решения.
  2. Типографика. Важнейший раздел. Не только прописать размеры, интерлиньяж и отступы, но и показать примеры использования.
  3. Изображения. Объяснить, какие они должны быть. Как выбирать, какие подходят, а какие нет.
  4. Иллюстрации. Стиль и примеры.
  5. Сетки и отступы.
  6. Цвет. Цветам стоит указать не только коды, но и имена, это удобно для разработчиков. Имена задавайте по назначению цвета, а не по его названию. «Основной», а не «фирменный синий».
  7. Компоненты. Набор готовых компонентов, которые используются в разных местах вашего продукта. Карточки, формы, блоки связанных элементов.

 Better grid systems in UI design tools. Designers must be able to explore the consequences of grids visually—not just in code.

Раян Лукас, со-основатель приложения для проектирования интерфейса Subform, рассуждает о проблемах с сетками в современном дизайнерском софте.

Фотошоп, Иллюстратор и Скетч унаследовали модель работы с сетками от доцифровой эпохи, когда дизайнер работал с печатными форматами, а не с экранами. И сейчас дизайнеру сложно использовать сетку для проектирования резинового дизайна. Сетка в редакторе задается жестко в числах, и никак не реагирует на изменение размеров артборда. Плюс к этому, любое изменение сетки требует ручной перестановки всех элементов макета, что может вылиться в часы и на больших проектах даже в дни монотонного «таскания пикселей» просто ради проверки того, как будет работать новая сетка.

Во второй части статьи он наглядно показывает, как их продукт решает эту проблему. Там сетки изначально резиновые, задаются в процентах, упрощают процесс и дают дизайнеру гораздо большую свободу поиска. Демонстрационные видео впечатляют.

Рисованный шрифт Льва Збарского

Новая статья в журнале «Шрифт». Она не практическая, а познавательного, общеобразовательного и вдохновительного характера. О содержании процитирую аннотацию журнала из рассылки:
 
Время Збарского — время книг нового стиля. Короткая оттепель (1954–1964) в советской жизни и культуре коснулась и пространства книги, преобразовала её составные элементы: переплётные материалы, фактуру, колорит, композицию обложек и титульных листов, характер леттеринга и стилистику иллюстраций. Господство псевдоклассического фасада 40–50-х годов в книге с его торжественными, строго симметричными и однообразно безжизненными шрифтовыми композициями сменилось свободным, лёгким и человечным рисованным шрифтом.

Историк книги Владимир Солоненко собрал большую коллекцию книг, оформленных Львом Збарским. Эти издания — яркий пример трансформации книжной графики, узнаваемая примета времени, которую ценят и переосмысляют многие дизайнеры и сегодня. В очерке рассматривается леттеринг Збарского и его связь с иллюстрациями художника в многочисленных изданиях.

Заха Хадид: «творчество — это способ осмысления мира»

Биография и работы известнейшего современного архитектора.
 
Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, а умерла в 2016 году от сердечного приступа в Майами, оставив после себя смелые постройки по всему миру, в том числе и в России. Она запомнилась миру не только как архитектор, но еще как художник, дизайнер и просто сильный и целеустремленный человек.
Короткой строкой

Вдохновение


Фирменные cтили и логотипы
Стиль Оперного театра в Гётебурге. Логотип по-настоящему динамичный, живой. Посмотрите презентационное видео.

Стиль британского кейтеринга H+J. Приятное сочетание лаконичной типографики и шикарных фотографий, снятых с одного ракурса.

Типографика, каллиграфия и леттеринг
Типографика для бренда PTNS. Множество надписей для одежной марки, выполненные польскими дизайнерами Мачежем Полаком и Бартеком Боярчуком.

Леттеринг Ризки Ариза. Нравится, что автор экспериментирует с разными стилями, и уделяет большое внимание хорошей подаче каждой надписи.

Меловой леттеринг Олеси Волковой из Москвы.

Плакаты
Коллекция винтажных швейцарских туристических плакатов 20 века.

Плакат именитого швейцарского дизайнера Ральфа Шрайфогеля.

Полиграфия
Дизайн небольшого журнала The Vinyl return. Смелая вёрстка и работа с материалом.  

Дизайн лунного календаря. Вьетнамская дизайн-студия Rice Creative решила разработать современный вариант традиционного для страны лунно-солнечного календаря. Чтобы подчеркнуть связь с местной культурой, начертание цифр они заимствовали из вьетнамских же книг.

Инфографика
 Is America’s Military Big Enough? Симпатичная визуализация NYT американских тяжелых вооружений и расходов на оборону. Обратите внимание, как заголовок вплетен в эту визуализацию. А ещё она классно выглядит на мобильных устройствах.

Инфографика Адриано Атта — информационного журналиста итальянской газеты Sole 24 Ore. Его работы отличаются использованием предметов, релевантных изображаемым данным. По-моему, это очень круто, и такой подход стоит, как минимум, попробовать каждому дизайнеру инфографики.

Упаковка
Гвадалахарская кофейная марка Tonelada. Декоративный и рукописный шрифты симпатично сочетаются на крафтовой бумаге и образуют узнаваемый узор.

Кофе холодной экстракции Made Coffee. Этот кофе американский, из Флориды, и он заранее сварен и разлит по банкам. На каждой банке нарисован принцип приготовления напитка.

Сайты
Сайт-каталог мебельной марки Kvell. Канадская мебель со скандинавским дизайном. Функциональная и лаконичная. И сайт такой же.

В одном из прошлых выпусков я давал ссылку на концепт онлайн-журнала студии Flatata. Сейчас вот обнаружил, что у концепта есть отдельный презентационный сайт, на нём всё можно лучше рассмотреть, чем на Бихансе.

 Рассказ Джейсона Фрида о создании странички YesAQ. Основатель Basecamp рассказал, как объявление на дорожной станции вдохновило его на создание страницы «вопрос-ответ» в новом формате. Страница начинается с одного большого ответа «ДА», а ниже идут все вопросы, которым этот ответ подходит. Мне кажется, очень убедительно. 

Интерфейс
Ещё один концепт приложения по поиску и заказу авиабилетов, выполненный щедрым индийским дизайнером Жекином Галой. Хорошая подача приложения. Нет надоевшего злоупотребления красивыми мокапами и повернутыми в изометрии экранами, которые невозможно понять. Зато есть внятные анимации и структурировано рассказано, как устроено приложение.

Почему дизайнер щедрый? На страничке проекта можно скачать бесплатные исходники всего дизайна.

Видео-дизайн
Замечательные, но немного жутковатые анимации Хайден Зизулы.

The Process — стоп-моушн видео, иллюстрирующее процесс работы в дизайн-студии. Там же рассказано и показано, как создавался ролик. 

Иллюстрации
Изометрические иллюстрации Игоря Козака из польского города Гданьска.

Симпатичные работы Рэна Мак Доналда, иллюстратора и комиксиста из Бруклина. Надо сказать, его труд довольно востребован. Среди клиентов The New York Times, The New Yorker, VICE, GQ, Entrepreneur, The Washington Post и Fortune.

Студия недели
The Hungry Workshop, леттерпресс-студия в Мельбурне. Очень приятная полиграфия.

Дизайнер недели
Райян Моррисон, дизайнер из Сан-Франциско, работает в моём любимом Webflow. Благодаря его труду этот инструмент не только очень удобный, но и его сайт с промо-материалами выглядят лучше большинства конкурентов.

Обучающие материалы


Гордость и предубеждения, лекция Вовы Лифанова на форуме Prosmotr.

Контур.Гайды — публичный сборник требований к интерфейсу СКБ Контур. Это компания, которая создает отличные продукты для ведения бизнеса, учета, отчетности и документооборота. Продуктов много, поэтому без унификации требований не обойтись. В гайдах подробно описаны и общие принципы, и редполитика, и внешний вид и поведение элементов интерфейса. Всё это можно брать и использовать в своей работе, главное не копировать внешний вид, который является частью их фирменного стиля. Руководство по нему тоже открыто опубликовано.

Как использовать UI комплекты в Adobe XD. Детальная инструкция, есть видео, оно же продублировано скриншотами с текстом.

Советы по Sketch, которые максимально повысят вашу продуктивность – Часть 1, часть 2, часть 3. Я сам Скетчем не пользуюсь, но статьи просмотрел, советы выглядят полезными. Хотя, опытные пользователи многое уже должны знать.


Инструменты и бесплатные файлы


Logodust.com — коллекция логотипов, которые не пригодились. Можно скачивать и использовать бесплатно. В том числе, в коммерческих целях.

Elegant Themes представили The Divi Builder Plugin 2.0, визуальный редактор с очень широкими возможностями для WordPress-сайтов.

  Stack Motion Hover Effects — симпатичные ховер-эффекты для сайтов. Исходный код и статья прилагаются.

Бесплатности от Symu.co — не очень большой, но довольно качественный набор из бесплатных иконок и разнообразных шаблонов. Публикуются сервисом для дизайнеров, конкурентом InVision.

FreePhotos.cc — ещё один сайт с бесплатными стоковыми фотографиями.

WuHoo! Designer's Toolkit — платный набор конструкторов изометрических трехмерных иллюстраций для сайтов. Есть бесплатный образец.


Шрифты


Гротеск «Руфо» в 12 начертаниях. Новый шрифт Миши Панфилова. Узкий геометрический гротеск с закрытыми формами знаков. 6 прямых и 6 наклонных начертаний. Толщины — от thin до black. Сейчас продается со скидкой 80%, получается очень и очень дёшево для такого шрифта — 2500 за всю семью, или по 340 за начертание.

Все кириллические шрифты 2016 года. Юрий Остроменцкий, Илья Рудерман и редакторы журнала «Шрифт» составили список новых шрифтов с качественной кириллицей. Шикарная коллекция.

Временно бесплатный рукописный шрифт Gineva. Без кириллицы. Бесплатно можно скачать только до конца этой недели.

Лучшее из ВКонтакте


Подборка лучших постов из моей коллекции дизайнерских сообществ за последнюю неделю. Цветом выделены мои фавориты:

Десерт


Испанский стрит-арт дуэт Pichi & Avo. Смесь античной эстетики и граффити.

Линейка Lindlund. Кроме сантиметров и дюймов на ней есть пиксели и отложены размеры экранов популярных устройств. Удобно для проектирования сайтов и интерфейсов.

И смешная штука напоследок. «Самурай в туалете» авторства Такеши Китано, 1970 год.
Спасибо, что читаете. Пишите письма и отзывы. Присылайте интересные материалы. Рассказывайте о рассылке коллегам :–)

— Кирилл Олейниченко
Отказ от рассылки

Вы можете отписаться в любой момент. Для этого отмените рекуррентный платеж в личном кабинете CloudPayments. После этого ваш адрес будет автоматически удален из списка рассылки.