Автор этого текста — Андрей Тиханов. Первоначально он был опубликован в Советах бюро Горбунова. С любезного разрешения автора и бюро я публикую его сокращенную версию тут. Полный текст доступен на сайте бюро.


Расстановка букв в словах, или Кернинг

«Вопрос об определении правильных расстояний между буквами и словами имеет в шрифтовой графике огромное значение. Качество надписи зависит как от правильных пропорций букв, так и от правильного определения расстояния между ними. Как бы превосходно ни были спроектированы буквы, надпись будет плохо выглядеть, если эти буквы будут небрежно расставлены».

Т. И. Куцын «Начертания шрифтов» Пособие для архитекторов и инженеров. Москва 1950 г.

Классическая хорошая расстановка букв в слове достигается равномерным распределением площадей белого и чёрного. Площадь чёрного зависит от шрифтовой гарнитуры (её начертания и просветов внутри букв). В соответствии с этим подбирается белое.

kerning_01

Типы букв и общие правила расстановки

По характеру графемы буквы условно делятся на пять подвидов:

  • прямоугольные — с вертикальными элементами (И, М);
  • округлые (О, Ф);
  • полуокруглые — с прямыми элементами с одной стороны и закругленными с другой (В, Ю);
  • полуоткрытые— с одной открытой стороной (Г, Е, С);
  • открытые (Ж, Т).

Общие правила просты: наибольшее расстояние окажется между «прямоугольными буквами». Несколько меньшее расстояние требуется, если буква с прямолинейными элементами граничит c буквой округлой формы. Ещё меньшее расстояние требуется между двумя круглыми буквами. И ещё меньшее — с буквами имеющими открытые формы.

Метод расстановки тройками

  1. В слове выбирается самая сложная кернинговая пара, зазор между буквами которой будет самым узким — это либо две округлые буквы, либо комбинации букв с открытыми формами. Такая пара кернится первой.
  2. Далее слово кернится вправо и влево от этой пары. К выбраной откерненной паре мы прибавляем соседнюю букву, получая тройку букв и рассмативаем только эту тройку. Двигая новую букву, добиваемся равномерности площадей белого в этой тройке. Дальше сдвигаем тройку на одну букву в сторону и керним следующую букву. И таким образом проходим всё слово. При должном навыке вы будете делать это автоматически и весьма быстро.

Для новичков напомню: чтобы изменить кернинг пары, не нужно выделять букву, достаточно поставить перед ней курсор и двигать букву сочетанием Alt+влево/Alt+вправо.

Кернинг экранного текста

Если нужно поставить текст картинкой на банер или плашку, особенно в мелких кеглях (ниже 15 пикселей), приходится особенным образом работать с текстом. Текст в мелких кеглях за счёт режима сглаживания «бьётся и плывет». Есть несколько полезных советов, как с этим бороться.

  1. Поиграть с разными режимами сглаживания.
  2. Подбирать кегль таким образом, чтобы горизонтальные штрихи не расплывались. Для большинства шрифтов такие значения кегля по странным причинам являются дробными.
  3. Кернить. Сначала, поставив курсор перед первой буквой, используя стрелки при нажатой клавише Alt, добиться чётких вертикальных штрихов. После чего перейти к кернингу отдельных пар.
  4. Хорошо работает приём, когда текст набирается в иллюстраторе и через copy-paste вставляется в фотошоп, особенно для наклонных надписей.

Полная версия совета

 


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • В Иллюстраторе есть настройка изменения кернинга с клавиатуры. По умолчанию это 20 тысячных em, можно сделать 10 или 5. Перевод текста в кривые для правки кернинга мягко говоря не лучший прием.

О пользователе Кирилл Олейниченко

Основатель и главный редактор издания. Дизайнер и веб-разработчик.

Рубрики

Инструкция, Обучение, Статьи

Метки

, , ,