Это перевод заметки из блога компании Вебфлоу. Это статья-манифест, которая, в первую очередь, продвигает видение компании. Но я настолько согласен с изложенными положениями, что решил её перевести.

Перевод не дословный и адаптированный, но суть передает верно.

Развитие ПО преобразует индустрию веб-дизайна

Последние 25 лет развития веба были целиком про код. Те, кто мог выучить языки программирования и получить в свои руки всю мощь текстового редактора, создавали потрясающие продукты, и соответственно щедро вознаграждались. Несмотря на то, что дизайнеры играли важную роль, они, по большей части, оставались в тени. Дизайнеры всегда были не в ладах с процессом веб-разработки, сдерживаемые ограниченным числом инструментов и медленно развивающимися стандартами.

Следующие 25 лет развития сети будут целиком про дизайн. Мы получим мощный прогресс, открыв мощь веб-разработки широким массам. Также, как стационарное ПО однажды преобразило индустрию полиграфического дизайна, или как блог-сервисы совершили революцию в области публикации контента, более мощное ПО для веб-дизайна может полностью преобразовать то, как мы создаем что-то для веба.

Парадокс прогресса

Когда я впервые попал в веб-дизайн в 1999 году, изучение Дримвивера заняло у меня всего несколько месяцев, а это был основной инструмент веб-дизайна. Я сразу почувствовал себя крутым и стал брать работу над реальными проектами для реального бизнеса, который платил мне реальные деньги.

Попасть в веб-дизайн сегодня, однако, совсем другое дело. Настоящий вызов. Хотя браузеры стали более стандартизированными и предсказуемыми, кривая обучения в веб-разработке стала круче, чем когда-либо. HTML и CSS значительно расширились, а JavaScript стал важной частью большинства сайтов и веб-приложений. К тому же, у нас есть куча разных фреймворков и инструментов, построенных вокруг процесса веб-дизайна, и почти все они основаны на коде и дизайнер должен вполне комфортно чувствовать себя в текстовом редакторе, чтобы использовать их. Немногие дизайнеры имеют такие навыки. Большое количество фреймворков приводит к парадоксу выбора, запутывая начинающих, и заставляя отказываться даже от изучения основ.

Далее, взрывной рост использования смартфонов и планшетов сделал работу веб-дизайнера ещё сложнее. Дизайнер больше не может мыслить в рамках фиксированного макета, и должен принимать во внимание, как его дизайн подстраивается и перестраивается для разных разрешений пользовательских устройств. Он должен беспокоиться о скорости подключения, постепенной деградации, медиа-запросах, квирках браузеров и прочих вещах. И совсем не помогает то, что решения всех этих проблем уже есть — они внутри библиотек кода.

В целом, пока веб быстро прогрессирует, становится неимоверно сложно использовать его силу. Это достойно сожаления, ведь много людей остаются за бортом из-за того, что не умеют программировать.

Задержка развития

Несмотря на растущую сложность веб-разработки, за последние 10 лет мы имеем почти нулевой прогресс в области визуальных инструментов веб-дизайна. Весь импульс развития, который задал Дримвивер, кажется, был убит после его приобретения компанией Адоби, и большинство новых инструментов основаны на написании кода. Вроде бы нормально писать код в отрасли, которая основана на коде, да?

Но почему мы должны довольствоваться вручную написанным кодом? Разве это единственно верное решение? У дизайнеров уже много лет есть инструменты вроде Фотошопа и Иллюстратора, и им не нужно понимать математику Безье и физические подробности вёрстки, чтобы делать свою работу. У полиграфических дизайнеров есть визуальное ПО, такое как Индизайн. Трехмерщики имею возможность моделировать и анимировать объекты почти так, как они имели бы прямой доступ к ним. И, тем не менее, веб-дизайнеры имеют выбор из двух вариантов: или научиться кодить, или полагаться на программистов, чтобы превратить свой дизайн в работающее решение. Это абсолютно, в корне неправильно!

Печальный факт в том, что нам сильно не хватает крутых инструментов для веб-дизайна, и нам придется создать их, чтобы подстегнуть развитие интернета. И заставлять дизайнеров кодить — не лучшее решение. Возможности современных графических и интерфейсных дизайнеров сильно превосходят возможности их инструментов, которые, по идее, должны помогать воплощать свои решения в жизнь. Вместо этого, чтобы получить комплексную среду веб-дизайна, дизайнеры вынуждены решать посторонние проблемы, пытаясь совместить вместе сотни фреймворков, препроцессоров и кусочков кода. Не удивительно, что многие дизайнеры чувствуют себя подавленно и должны полагаться на других, чтобы реализовать свои идеи.

Идеальный инструмент веб-дизайна

Идеальный инструмент веб-дизайнера должен соответствовать интерактивной сущности современного веба, должен позволять дизайнеру напрямую изменять свой макет. Дизайнер не должен писать код в редакторе, а потом идти в другое место и смотреть, получилось ли сделать то, что задумано — это же полностью убивает созидательную и творческую составляющую работы.

Идеальный инструмент веб-дизайна должен создавать визуальные абстракции, опираясь на современные примитивы веба (кнопки, ссылки, параграфы, заголовки и пр.). Он должен давать дизайнеру возможность создавать динамичные данные и органично вводить их в свои макеты. Он должен давать возможность визуально управлять взаимодействиями с пользователем, не прибегая к jQuery-скриптам. И он должен давать возможность дизайнеру создавать гибкие системы стилей, элементов для повторного использования и всё это без необходимости в опыте программирования.

Идеальный инструмент веб-дизайна должен выйти за рамки специфики кода и воплощения, и помочь дизайнерам сосредоточиться на вещах, которые реально имеют значение — данных, эстетике, взаимодействии и удобстве. Дизайнеры не должны беспокоиться насчет баз данных, FTP-клиентов, минификации файлов, или даже HTML и CSS кода. Вместе с тем, этот инструмент должен уважать технологии на которых стоится веб и выдавать чистый, структурированный и производительный код.

Мы в Вебфлоу сделали создание такого мифического дизайнерского инструмента своей миссией, и уже сделали первые шаги на пути к идеальному будущему. Мы создаем единую среду веб-дизайна, которая даст возможность дизайнерам не только создавать красивые макеты сайтов, но и решать реальные задачи в вебе.

feature-big-style

Дизайн не может быть автоматизирован

Дизайн — универсальный язык. Он не знает границ, рас и языков. Он постоянно меняется, адаптируя новые идеи, платформы и новое окружение, новые технологии. В нем гораздо больше человеческого, чем в программировании — большая часть из нас может отличит плохой дизайн от хорошего, в то время, как отличить хороший код могут доли процента. Дизайн — это интерфейс между проблемами, с которыми мы сталкиваемся, и решениями, которые мы создаем для их решения. В отличие от многих технических дисциплин, дизайн невозможно автоматизировать. Как великая литература или искусство, крутой дизайн построен на эмпатии и человеческих эмоциях. Если нам каким-то образом удастся автоматизировать дизайн, это будет значить, что мы в принципе автоматизировали человечество.

Дизайн решения гораздо важнее их реализации в коде, потому что последнее почти всегда незаметно для пользователя и может работать сотней самых разных способов. Не важно, простая ли это веб-страничка, насыщенная данными онлайн-газета или полноценное интерактивное приложение — пользовательский опыт неизмеримо важнее кода, на котором это всё работает.

Почему всё это важно?

Чтобы веб двигался вперед очень быстро, нам нужно признать, что дизайн является общим знаменателем всего контента и всего взаимодействия людей в сети. Дизайн, а не код. Код является всего лишь средством достижения цели, деталью реализации, хотя и очень важной. И, тем не менее, возможность написать HTML, CSS и JavaScript всё еще является необходимостью для создания сайтов и приложений.

Даже несмотря на то, что вебу уже почти 25, мы всё ещё ну пути инноваций. Интернет сейчас — это новый передовой рубеж, и мы пока прошли лишь малую часть его развития. В будущем нас ждет на несколько порядков больше инноваций, чем было в прошлом.

Но даже если веб достиг своего полного потенциала, нам следует вооружить как можно больше людей инструментами, не требующими технических знаний. Потребности и возможности интернета будут расти быстрее, чем мы сможем растить новых программистов, так что без вариантов — нужно перейти от старого доброго программирования к взаимодействию с новой средой.

С побежденными техническими барьерами мы можем вступить в творческий Ренессанс интернета. Дизайнеры смогут не просто придумывать идеи и рисовать макеты, они будут иметь возможность сразу воплотить их в жизнь!


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • Софья

    Нет «прогрессивной деградации», есть отдельно «постепенная деградация» (graceful degradation) и «прогрессивное улучшение» (progressive enhancement).

    Постепенная деградация — это вёрстка с использованием новейших технологий, а потом обвешивание условиями типа «если эта фича не поддерживается, делаем вот так».

    Прогрессивное улучшение — это вёрстка под простейшие устройства и браузеры, а потом добавление условий типа «если вот это умеем, то вот так сделаем».

    • Согласен. Спасибо за замечание, поправлю текст.

  • Юлия Поповиченко

    мне кажется программисты боятся потерять власть и своё преимущество..

    • Ross

      Программисты останутся и будут всегда, а вот верстальщики либо «вымрут», либо перерастут в программистов.

      • Ivan Servanov

        При вводе новых стандартов появляются новые баги. Дизайнер не сможет бороться с ними, поскольку для этого необходимо знание спецификации и других особенностей браузеров. Мне это все напоминает историю, когда появляется очередной сервис создания сайта в 1 клик или UI-psd фреймворк. Начинается очередной тредосрач на месяц что вот, дизайн умер, сейчас все заказчики уйдут и будут клепать говномакеты, но рано или поздно все стихает. Из последнего это представление Apple нового языка swift, столько было вони от программистов, но в реальности ничего не изменилось, стало лишь больше вакансий, на которые никто не идет.

  • Вебфлоу гораздо удобнее и приятнее в работе.

  • Саша Моисеев

    Очень крутая статья! Спасибо за перевод :)

  • Для того, чтобы показать web дизайн в динамике, можно пока использовать After Effects и уже вполне можно пользоваться Adobe Experience Design.

    А вообще хороший веб-дизайнер это все же дизайнер + верстальщик. Можно разделить внутри компании обязанности между UX и web-дизайнером (который в свою очередь UI дизайнер+ верстальщик), но никак не между дизайнером и верстальщиком.

    По поводу вымирания программистов: сгенерированный автоматически front-end пока остается на слабеньком уровне. Я уже не говорю, что хорошие back-end разработчики еще точно долго будут нужны.

  • А программисты тем временем пишут тайные алгоритмы превращения растра в вектор. за две секунды.

    И помните где мы живем. Дизайн лишь упаковка. Но это понимают у нас отнюдь не все. и кто будет связывать это с бэкэндом.
    Как будут отрисовываться все шрифты?

    При всем уважении к дизайну, в статье немного зашкаливает чсв дизайнера. или желание работодателя платить за фронтенд меньше

    Зачастую для хорошей гармонии достаточно выучить основы типографики или скачать готовенький шаблон под свой движок.
    Если прям так надо — юиксер прототипы, маркетолог базовый контент, дизайнер лейаут, фронтенд за специалистом своего дела. Если конечно ты не делаешь сайт для зятя своей тёти
    и учтите, гугл очень яро бореться с весом веб-страниц. и чистым кодом. для сео сегодня это одно из ключевых.

    Скажите где я не прав?

О пользователе Кирилл Олейниченко

Основатель и главный редактор издания. Дизайнер и веб-разработчик.

Рубрики

Статьи

Метки

, , ,