Автор книги — Майк Монтейро, основатель и руководитель дизайн-студии Mule Design. Его книга не о дизайне, а о профессии дизайнера. О том, как выстраивать процесс оказания услуг и получать за это достойное вознаграждение. Она о рабочем процессе, об отношениях с клиентами, о переговорах, утверждении дизайна и контрактах. Я прочитал книгу и выписал ключевые цитаты. Они будут полезны тем, у кого не хватает времени прочесть её самому (в оригинале или в переводе).


Майк Монтейро

Майк Монтейро

Об ответственности за презентацию и продажу результата своего труда:

Когда вы будете готовы взять на себя ответственность за продажу своей работы (я целенаправленно использую слово «продажа», а не «презентация»), тогда и сможете называть себя дизайнером. И вменять себе в заслугу хорошую работу.

Лучший способ получить новых клиентов — рекомендации:

Рекомендации – это верный путь. Но ведь есть и другие, не так ли? Конечно же. Я думаю, есть и другие планшетные компьютеры, кроме iPad.

Тщательно выбирайте клиентов. Ищите клиентов, у которых есть задача, а не решение. Если клиент приходит с подробными планами сайта и знает в какой цвет какую кнопку красить, ему нужен не дизайн а производство. Остерегайтесь тех, кто недооценивает дизайнеров:

«Знаете, несколько очень известных агентств хотели бы получить этот заказ». Отлично, им и звоните. Не стоит работать с теми, кто дает вам понять, что они опускают свою планку, работая с вами, даже если это просто их стиль вести переговоры. Хорошая работа может получиться только при взаимном уважении.

Работайте за деньги. Не работайте по бартеру, за процент от продаж, за долю в бизнесе. И не работайте бесплатно:

Никогда не работайте бесплатно. Любую работу, которую вы беретесь делать бесплатно, вы отложите в сторону ради работы за деньги. Это не даст ничего хорошего ни вам, ни клиенту. Ни один из вас не будет уважать время друг друга.

Воспитайте клиента. Сделайте его хорошим клиентом:

Легко смеяться над плохими клиентами. Но дело в том, что хорошими клиентами не рождаются, точно так же как не рождаются хорошими дизайнерами. Большинство клиентов хотят быть хорошими, они пытаются сделать что-то хорошее своим бизнесом.

Ваша задача как дизайнера и специалиста по коммуникациям – найти правильный язык для общения с клиентом. Когда вы говорите, что клиент «не понимает», это означает:
«Я не нашел способа донести до клиента свою точку зрения. Я ленивый дизайнер. Пожалуйста, заберите всех моих клиентов».

О том, сколько стоит работа дизайнера:

Эта глава должна быть самой короткой в книге. Все, что я хочу вам сказать, заключается вот в чем: запрашивайте как можно больше, честно предоставляйте качественные услуги и никогда не работайте бесплатно.

Берите деньги не за время работы, а за решение задачи:

Клиент не покупает у вас время. Он покупает работу. И деньги нужно брать за ценность этой работы.

Есть формулы, которые якобы помогают вам определить цену исходя из того, сколько вам нужно заработать. Они предлагают вам сложить свои расходы, арендную плату, материалы, коммунальные услуги и прочее, а затем добавить сумму прибыли, которую вы хотите получить. Проблема большинства этих формул в том, что они не позволяют высчитывать расценки – они рассчитывают, как едва прикрыть свою задницу. Конечно, нужно знать, какова минимальная ставка, чтобы вам не отключили электричество за неуплату. Но с клиентов нужно брать плату исходя из того, насколько ценна ваша работа для них, а не из того, сколько времени у вас уходит на ее исполнение.

Не бойтесь переговоров о цене. Если клиент начал торговаться — это знак того, что всё идет как надо:

Если клиент хочет, чтобы вы снизили цену, рассмотрите по частям все свои предложения и выясните, что можно сократить. Никогда не снижайте цену, не убрав при этом что-то из предложения. И никогда не убирайте что-то из предложения, не объясняя при этом клиенту упущенную выгоду. Если упущенная выгода была не столь уж велика, возможно, нет ничего страшного в том, чтобы ее сократить. Сумма не произвольна, у всего есть своя точная стоимость. Так что, если клиент хочет платить меньше, он должен быть готов получить меньше.

Всегда заключайте контракт. Контракт — основа доверия. Нет контракта, нет и оснований доверять. Обязательно наймите юриста, он окупится. Контракт защищает обе стороны. Переговоры по поводу контракта выявляют разногласия.

Чем осторожнее вы будете, вступая в отношения с клиентом, чем больше внимания вы уделите деталям и расстановке всех точек над i, тем больше вероятность того, что вы завершите проект, успешно выполнив качественную работу, и построите прочные отношения. А это приведет к новым проектам и рекомендациям в ближайшие годы.

У вас должен быть четкий процесс разработки дизайна. Придерживайтесь его и не соглашайтесь его менять даже ради сладкого клиента. Ваш процесс — гарантия результата. Именно благодаря процессу вы выдаете качественный результат, хотите вы того или нет. Объясните это клиентам:

Как мы говорим нашим клиентам, когда те спрашивают, как будет выглядеть их сайт: «Понятия не имеем. Но у нас есть процесс, который поможет это выяснить».

Самостоятельно презентуйте свою работу, не доверяйте менеджеру. Вам будет тяжело, вы будете нервничать и волноваться. Но это нужно делать обязательно. Умение презентовать свою работу — основной навык в работе дизайнера:

Дизайнер, который не представляет клиенту свою работу, – не дизайнер. Презентация работы, ее обоснование, ответы на вопросы и обратная связь – все это инструменты работы дизайнера. Если вы сидите за столом, пока кто-то другой представляет работу, вы не можете жаловаться на обратную связь. Провал будет вашей виной.

Дизайн не продает себя сам. Его обязательно нужно прокомментировать и объяснить. Рассказать о том, почему решение именно такое и как оно решить задачи бизнеса:

Самый большой миф в области дизайна – то, что хороший дизайн продает себя сам. (А второй – то, что Copperplate действительно является шрифтом.) Дизайн способен говорить сам за себя не больше, чем тамале способна сама снять с себя кукурузные листья. Вы представляете решение проблемы бизнеса и отстаиваете его перед клиентом.

Создайте условия для получения хорошей обратной связи. Скажите клиенту, что вы хотите получить. Научите их правильно отзываться о вашем дизайне:

Большинство клиентов, как правило, стесняются высказывать свое мнение о дизайне. Как же часто вам приходилось слышать: «Я ничего не понимаю в дизайне!» Это не страшно, они и не должны ничего в нем понимать. Но они кое-что знают о своем бизнесе, а вам как раз и нужен отзыв с точки зрения бизнеса.

О принципах обратной связи:

Мы объясняем клиенту принципы обратной связи до начала презентации. Мы говорим им, о чем говорить полезно, а о чем нет. Они благодарны за подсказку, и это экономит им много времени. Клиентам нравится, когда вы экономите их время. Мы говорим им, какие решения важны в данный момент, что нужно игнорировать и что может потребовать дальнейших разъяснений. Мы также подчеркиваем ключевые моменты во время презентации, чтобы они их не забыли.

Самый важный принцип обратной связи — обозначить проблему, а не сказать как её исправить:

Многие клиенты считают, что правильный отзыв – это сказать дизайнеру, как и что нужно исправить, или так называемый предписывающий отзыв. Многие дизайнеры жалуются на предписывающий отзыв, если только они не пропускают его мимо ушей. В последнем случае они жалуются, что не понимают, чего хочет клиент. Да, мы заслужили свою репутацию трудных людей.

Выясняйте бюджет до того, как потратите кучу времени на подготовку предложения:

Есть два вопроса, связанных с бюджетом, которые вы должны задать по ходу дела: «Каков ваш бюджет?» и «Был ли он утвержден?». Если вам неловко задавать любой из этих вопросов, вернитесь на первую страницу книги и начните читать заново. Продолжайте, пока вам не станет удобно говорить о деньгах. Если клиент отказывается отвечать на любой из этих вопросов, у вас проблема.

Если вам не заплатили:

И запомните самое главное: никогда не отступайтесь, когда вам должны денег. Идите и берите свое. Вы их заработали, вы честно вложили труд, и это заслуживает справедливой компенсации. Перестаньте чувствовать неловкость в отношении денег. Это ни очаровательно, ни «порядочно». Вы профессиональный дизайнер, а профессионалам платят.

Работа с другими людьми. О том, как ставить задачи:

Нельзя ставить перед собой цель выполнить что-то просто приемлемо. Также нельзя ставить перед собой цель много работать над чем-то. Цель всегда состоит в том, чтобы сделать все как надо. (Не путайте понятия «работать много» и «делать как надо!»)

О работе и взаимодействии с разработчиками:

Дизайнеры обычно считают, что то, чем они занимаются, «тяжело», потому что очень субъективно, а то, чем занимаются разработчики, «легко», так как существует «правильный» ответ. Но я могу заверить вас: в том, как разработчик решает проблему, столько же (если не больше) творчества, чем в занятиях дизайнера.

Заключение:

Не бывает плохих клиентов. Ладно, может быть, иногда попадаются плохие клиенты. Но проблема не в них. Слишком давно дизайнеры жалуются, что клиенты ведут себя не так, как нужно дизайнеру. Проблема в вас, мои дорогие (и я вас всех люблю). Вы игнорировали те аспекты работы, которые вам не по душе, которыми вы не любите заниматься, и те, которые вы вообще не принимали в расчет. Может быть, никто не сказал вам, что это часть вашей работы. Ну вот, теперь я сказал.

Книга «Дизайн — это работа»


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • Спасибо, почитаем

  • Очень по-делу. Спасибо.

  • Спасибо. Хорошие цитаты. Даже захотелось книгу прочесть.

    • Прочтите, она того стоит :)

  • Dorian Grey

    Чёрт, это шедевр. Чел снял все слова с языка. Он мыслит и подаёт то, что было у всех на уму, как Пол Рэнд, и это хорошо.

  • Целый пост с цитатами из книги, а ссылки на саму книгу нет :) http://www.abookapart.com/products/design-is-a-job

    • Ой, спасибо. Действительно затупил :)
      Добавил ссылки в пост.

О пользователе Кирилл Олейниченко

Основатель и главный редактор издания. Дизайнер и веб-разработчик.

Рубрики

Книги, Обучение, Статьи

Метки

, , , ,